Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Боевой путь двух кадровых военных штурманов, которые служили в легендарном 746-ом авиаполку авиации дальнего действия
Павел Гаврилович Томкевич родился в 1910 г. в Новороссийске. До призыва в мае 1931 г. в Красную армию работал рабочим в Новороссийском порту.
К началу Великой Отечественной войны капитан П.Томкевич служил штурманом в 14-ом тбап, осваивая новые тяжелые бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8). С 6 июля 1941 г. на базе 2-й авиаэскадрильи 14-го тяжелого бомбардировочного авиаполка (тбап), вооруженной машинами Пе-8, в подмосковном Монино начали формировать 412-й бомбардировочный авиаполк (АП). Новый 412-й АП вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. авиаполк вел боевую работу под № 746.
В августе 1941 г. капитана П.Томкевич направили для прохождения в 432-ой АП а 1 сентября экипаж бомбардировщика Пе-8 (№ 4221) под командование старшего лейтенанта Ивана Лисачева (штурман капитан Павел Томкевич) получил задание нанести бомбовый удар по столице Восточной Пруссии – городу Кенигсберг.
Взлетев с аэродрома под городом Ковров Ивановской области, бомбардировщик пошел курсом на Вязьму. Согласно донесению о полете, до Вязьмы ночной полет машины Пе-8 протекал в условиях хорошей видимости земли. У Вязьмы в 20.45 на высоте 4500 м самолет вошел в облака, и дальнейший полет протекал с набором высоты вне видимости земли.
Когда вышли из сплошных облаков, зафиксировано в боевом донесении, штурман П.Томкевич визуально наблюдал побережье Балтийского моря, севернее Кенигсберга, больше никаких ориентиров у столицы Восточной Пруссии он не видел.
«К цели подошли на приглушенных моторах, планируя, и в 23.33 с высоты 7150 м сбросили бомбы по расчету времени без использования прицела, серией из 24 бомб. Штурман не видел ни разрывов бомб, ни пожаров на земле, ни даже действия осветительных бомб САБ-50, вообще ничего не видел. Данных, что бомбы были сброшены именно на Кенигсберг, нет. Воздушный стрелок кормовой башни видел два очага пожара на земле, экипаж наблюдал отблеск от разрывов авиабомб.
…При возвращении в районе Минска (но это мог быть и не Минск) экипаж наблюдал действия прожекторов и разрывы снарядов зенитной артиллерии противника сзади и слева от своего самолета, который находился на высоте 4800 м.
Огонь зенитных пушек был сосредоточен далеко сзади и слева от самолета. Есть предположение, что огонь велся по другим самолетам. Командир корабля ст. лейтенант И. Лисачев сделал «змейку» вправо с набором высоты и ушел в облака.
По заявлению штурмана, от Брянска он настраивался на приводную станцию Мценск, но не настроился, а настроился на Воронеж, но из-за боязни, что до Воронежа горючего не хватает, принял решение искать площадку для посадки, такая площадка была найдена, но оказалась далеко от расчетного места».
При разборе полета в штабе полка поняли, что ориентировка штурманом была потеряна, бомбы сброшены на авось (так и было записано в боевом донесении). Вывод – задание выполнено частично.
Самолетовождение по приборам требовало от штурмана Пе-8 большого внимания, знаний и опыта. Все это постепенно нарабатывалось от полета к полету.
Вот еще один отрывок из донесения штаба 746-го АП: «В ночь с 22.04 на 23.04.1942 г. воздушный корабль Пе-8 (№ 4218), командир корабля майор Николай Пахомчик, штурман майор Павел Томкевич, вылетел для нанесение бомбового удара по объектам противника в районе города Старая Русса. Задание не выполнено из-за плохих метеоусловий в районе цели. При возвращении на свой аэродром штурман потерял ориентировку и восстановить ее не смог. По пеленгам корабль выведен к аэродрому Чкаловская, где и произвел вынужденную посадку в 4 ч.38 мин. 23.04.1942 г., пробыв в воздухе 7 ч. 30 м. Самолет невредим».
Мастерство росло у штурмана П.Томкевича от полета к полету. В ноябре 1941 г. за успешное выполнение семи боевых заданий Павел Гаврилович был награжден первым орденом – Красного Знамени.
Первый сброс пятитонной бомбы на противника
После испытаний новой советской фугасной авиабомбы ФАБ-5000 на подмосковном полигоне было принято решение по первому разу сбросить супербомбу массой пять тонн на береговые сооружения Кенигсберга. ФАБ-5000 была создана для бомбардировок крупных скоплений войск, разрушения стратегических объектов и крупных железных узлов.
Авиабомба ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета Пе-8) была длиной вместе со стабилизатором 5,2 метра, диаметр ее – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люков.
Первый сброс бомбы ФАБ-5000 на объект противника поручили экипажу бомбардировщика Пе-8 (№ 42029) под командованием капитана Анатолия Перегудова и штурмана майора Павла Томкевича. Состав экипажа машины Пе-8 с дизельными моторами М-30Б был увеличен до 15 человек (вместо обычных 11 человек) за счет наземных специалистов по вооружению 746-го авиаполка и 45-й авиадивизии.
Вылет был назначен в ночь с 28 на 29 апреля 1943 г. В полете к цели на самолете разрушился турбокомпрессор левого блока второго дизеля. Однако экипаж полностью выполнил боевое задание: сбросил бомбу ФАБ-5000 на заданную цель. На высоте 5800 м самолет был освещен взрывом собственной бомбы и члены экипажа ощутили легкий толчок. По данным воздушной разведки, бомба нанесла большие разрушения в районе судоходного канала, судостроительной верфи и повредила немецкий военный корабль, стоящий у причала. Всего до весны 1944 г. с Пе-8 было сброшено 13 пятитонных бомб ФАБ-5000.
10 июня 1943 г. майора П.Томкевича, ставшего к этому времени штурманом авиаэскадрильи, назначили на должность старшего помощника начальника отдела боевой подготовки авиации дальнего действия (АДД).
6 декабря 1944 г. Постановлением Государственного комитета обороны на базе управления и сил АДД была создана 18-я Воздушная армия, которая предназначалась для нанесения массированных бомбовых ударов по наиболее важным, мощным и удаленным объектам противника.
В конце войны местом службы подполковника Павла Томкевича был штаб 18-й Воздушной армии ВВС. За годы войны Павел Гаврилович совершил почти сто боевых вылетов, из них 13 боевых вылетов на цели в глубоком тылу противника: Кенигсберг, Данциг, Тильзит, Бухарест, Будапешт, Инстербург и др. В мае 1945 г., служа в Управлении обучения, укомплектования и боевой подготовки 18-й Воздушной армии, подполковник П.Томкевич был награжден орденом Александра Невского. В приказе о награждении было указано, что подполковник П.Г.Томкевич выполнил 98 боевых заданий без единой потери в составах экипажей и показал отличное самолетовождение.
Павел Гаврилович закончил военную службу в ВВС в 50-е годы в звании полковника.
Боевой опыт, полученный во время советско-финской войны
До призыва в Красную армию Мирон Ефимович Легкоступ (род. 1914 г.) работал агрономом в колхозе в Харьковской области. После призыва в РККА его направили учиться в 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в Оренбург для прохождения курса стрелка-бомбардира. После окончания Школы он продолжается учиться дальше и становится штурманом. Боевое крещение штурман звена лейтенант Мирон Легкоступ получил во время советско-финской войны 1939-1940 гг. В 1940 г. за выполнение 23 боевых заданий в качестве штурмана звена лейтенант М.Легкоступ был награжден орденом Красной Звезды.
С первых дней Великой Отечественной войны старший лейтенант М.Легкоступ на бомбардировщике ДБ-3Ф (Ил-4) летал бомбить танковые и моторизированные колонны врага, мосты и переправы. После понесенных больших потерь его авиаполк был расформирован, а капитана Легкоступа весной 1942 г. направили для дальнейшего прохождения службы в 746-й АП. В июне 1942 г. его назначают штурманом бомбардировщика Пе-8. Это событие почти совпало по времени с награждением его орденом Ленина за успешное выполнение заданий на машинах Ил-4.
В ночь на 30 августа 1942 г. четыре экипажа Пе-8 746-го АП бомбили Берлин (капитана В.В.Пономаренко, майора Э.К.Пусэпа, капитана М.В.Родных и замыкал группу самолет под командованием капитана Б.А.Кубышко). Штурманом в экипаже Владимира Пономаренко был капитан Мирон Легкоступ. На боевое задание особой важности на машине под командованием Владимира Пономаренко полетел штурман полка майор Александр Лебедев в качестве стрелка-бомбардира. Александр Лебедев занимался астронавигацией, а Мирон Легкоступ прокладывал маршрут с помощью радиопеленгов, снимая их с советских и зарубежных широковещательных радиостанций.
Задание было полностью выполнено, однако вернулись не все. Не возвратился домой экипаж под командованием капитана Бориса Кубышко.
В июле 1943 г. все экипажи 746-го АП участвовали в ночных бомбардировках военных объектов под Орлом. В ночь на 20 июля 1943 г. в ходе бомбардировки железнодорожного узла Орла самолет Пе-8 (№ 42058) под командованием капитана В.Пономаренко был сбит огнем зенитной артиллерии.
Загоревшийся бомбардировщик упал на территорию, по которой наступали части Красной армии. Из состава экипажа 7 человек спаслись на парашютах, из них 6 человек приземлились в расположении советских войск, а седьмой член экипажа штурман майор М.Легкоступ опустился на территории отступающих войск противника. В тот же день поздно вечером майор Легкоступ вышел в расположение своих войск.
Последнее боевое задание гвардии майора Легкоступа
В августе 1943 г. вместо не вернувшегося с боевого задания штурмана полка подполковника А.М.Лебедев (числился пропавшим без вести) штурманом полка назначили майора М.Е.Легкоступа.
…26 февраля 1944 г. экипажам трех полков 45-й АД была поставлена задача – нанести бомбовый удар по военно-промышленным объектам Хельсинки. Взлет машин начался в 17.02 и закончился в 18.06. На задание вылетело 18 бомбардировщиков Пе-8. Одна машина из-за отказа материальной части вернулась на аэродром в Кратово, не выполнив боевого задания. В этот раз Хельсинки бомбили 896 советских бомбардировщиков из разных частей АДД, которые сбросили 5182 бомбы, однако на сам город попало всего 290 авиабомб, утверждали финны. С задания на аэродром в Кратово вернулось 16 машин Пе-8. Во время третьей массированной бомбардировки Хельсинки было сбито девять советских самолетов.
По донесению трех экипажей бомбардировщиков Пе-8, «в период 22.00-22.10 они наблюдали над целью загоревшийся на высоте 7000 м самолет, который упал в 10-15 км северо-западнее Хельсинки. Предположительно это был бомбардировщик Пе-8 № 421010 под командованием гвардии капитана А.С.Угрюмова. Самолет был сбит огнем зенитной артиллерии ПВО Хельсинки. Полагают, что объятый пламенем бомбардировщик упал в Финский залив. Никто из членов экипажа не спасся. Официально они стали числиться пропавшими без вести.
В состав экипажа не вернувшейся с задания машины Пе-8 (№ 421010) входили три штурмана: штурман корабля, гв. старший лейтенант Семен Иванович Гончаров (1919 г.р.); штурман полка, гв. майор Мирон Ефимович Легкоступ (1914 г.р.), в этом полете он был в качестве проверяющего; также в экипаже был еще один штурман (стажер), гв. младший лейтенант Иван Федорович Лежнев (1921 г.р.).
Юрий Пономарев
Фото из архива 746-го АП
На снимке (слева направо): майоры М.Е.Легкоступ и П.Г.Томкевич