Летчик бомбардировщика Пе-8, ставший испытателем самолетов после войны

С января 1942 г. в 746-м авиаполку воевал летчик капитан Леонид Васильевич Сумцов (1915–1976), который прошел всю войну в бомбардировочной авиации, трижды покидал горящие самолеты, спасаясь с помощью парашюта

Предисловие

В ряде книг о применении тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 в годы Великой Отечественной войны упоминается случай, когда в июле 1942 г. на самолете Пе-8 (№ 42039) под командованием капитана Леонида Сумцова при выполнении боевого задания в полете остановились все четыре двигателя...

Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 был сложной машиной в эксплуатации. Особенно из-за недоработанности силовой установки, состоящей из четырех двигателей. Взрывобезопасность топливных баков повышалась путем заполнения их по мере выработки топлива выхлопными газами, которые отбирались от первого и четвертого двигателей, проходили очистку, охлаждение в радиаторах и поступали в топливные баки, связь которых с атмосферой при этом была отключена. В ходе боевой работы выяснилось: при остановке одного – либо первого, либо четвертого двигателя объем отработанных газов, поступавших для наддува в топливные баки, становился меньшим, чем объем расходуемого горючего, и возникал подсос топлива, что приводило к неустойчивой работе оставшихся исправными моторов даже при полных баках.

…В возникшей критической ситуации Леонид Сумцов не растерялся, проявил выдержку и летное мастерство, благо был запас высоты, перевел тяжелую машину в планирование. Тем временем старший борттехник, техник-лейтенант Максим Макарович Догов и его помощник, техник-лейтенант Константин Григорьевич Почкурный энергичными действиями восстановили связь баков с атмосферой и ликвидировали подсос топлива. Вначале заработал один мотор, затем второй, третий. Авария была предотвращена. Самолет вернулся с боевого маршрута на аэродром в Кратово на трех двигателях. Этот был уникальный случай, который навсегда вошел в историю отечественной военной авиации

Самый первый год войны

Леонид Васильевич Сумцов родился 15 февраля 1915 г. в городе Коканд ныне Ферганской области (Узбекистан). После окончания средней школы в городе Богучар Воронежской области поступил в Тамбовскую школу лётчиков Гражданского воздушного флота (ГВФ), которую окончил в 1935 г. Во второй половине 30-годов работал линейным пилотом в ГВФ.

Леонида Сумцова призвали в Красную Армию незадолго до начала Великой Отечественной войны. В боевых действиях он начал принимать участие в июле 1941 г. Летал на бомбардировщике ДБ-3Ф (Ил-4) в 212-ом дальнебомбардировочном авиационном полку (ДБАП) с июня по август 1941 г. на Западном фронте. Авиаполк понес большие потери в первые дни войны. Только за один день 23 июня 212-й ДБАП потерял 14 самолетов. В 212-м ДБАП лейтенант Леонид Сумцов в качестве командира экипажа совершил 8 успешных дневных боевых вылетов, часто без прикрытия истребителями.

В августе 1941 г. Леонида Сумцова переводят в 433-й тяжелый бомбардировочный авиаполк (ТБАП) Особого назначения (ОН), который начали формировать в Казани в середине июля на основании приказа Наркомата обороны № 0052. Было решено вооружить два полка № 432 и № 433 тяжелыми бомбардировщиками Пе-8, которые строились в Казани на авиазаводе № 22 (124). Осенью 1941 г. Леонид Васильевич начал осваивать пилотирование тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8.

Необходимо сказать, что, воюя в 212-м ДБАП, самолет Л.Сумцова дважды подбивала зенитная артиллерия противника. Дважды он успевал покинуть горящую машину с парашютом, и дважды ему удавалось перейти линию фронта и возвратиться в свою часть. В октябре 1941 г. за успешное выполнение 12 боевых вылетов Леонида Васильевича награждают орденом Красного Знамени.

В декабре 1941 г. 433-й ТБАП ОН расформировывают. В январе 1942 г. капитана Л.Сумцова переводят в 746-й АП и назначают командиром корабля Пе-8.

Авиакатастрофа в командировке

В первой декаде  ноября 1941 г. лейтенанта Л.Сумцова вместе с товарищами по 433-му АП направляют в командировку на авиазавод в Казань для приемки и перегона в часть бомбардировщика Пе-8 (заводской № 42056). Эта машина была оснащена новыми дизельными двигателями М-40, установленными на самолет в первых числах ноября. Первый полет, проведенный 12 ноября и длившийся чуть более часа, прошел без замечаний. Второй, более продолжительный по времени полет, был назначен на следующий день.

13 ноября командиром корабля был назначен заводской летчик-испытатель Людвиг Ойгенович Немет, вторым летчиком – лейтенант Леонид Васильевич Сумцов, штурманом – лейтенант Николай Трофимович Журавлев, борттехником – старший авиамеханик звена, воентехник 2-го ранга Иван Григорьевич Шевченко (все трое были из 433-го АП). От завода полетели ведущий инженер Летно-испытательной станции завода № 124 Я.С.Осокин, бортмеханики И.В.Шитов и С.Шарипов, радист С.В.Блинов, военный представитель на заводе В.И.Григоренко и представитель ЦИАМ А.Ф.Лапко. Всего 10 человек.

Взлетели в 11.45, посадка была запланирована на 16.20. После выхода на город Канаш (Чувашия) на высоте 5000 м в районе 15.00 сообщили по радио, что на борту все в порядке. Через некоторое время, когда экипаж готовился к повороту, чтобы возвратиться домой, после внезапного удара остановился второй двигатель, и из крыла в фюзеляж потянуло дымом, затем двигатель вспыхнул и на борту машины начался пожар. Командир экипажа Людвиг Немет приказал всем прыгать. Сам Немет из-за густого и едкого дыма, ему не была даже видна приборная панель, привстал на педали и выставил голову в набегающий наружный поток. Как потом рассказывали уцелевшие члены экипажа, Л.Немет ввел горящую машину в глубокую спираль, чтобы быстрее посадить самолет.

Пятерым членам экипажа: Л.Сумцову, Н.Журавлеву, Я.Осокину, И.Шитову и С.Блинову удалось благополучно покинуть бомбардировщик на парашютах. К сожалению, трое членов экипажа при покидании самолета погибли: И.Шевченко, С.Шарипов и А.Лапко.

Когда бомбардировщик стал разваливаться в воздухе, на высоте около 600 м из горящей пилотской кабины выпрыгнул Людвиг Немет. Очевидцы рассказали, что на Л.Немете горел летный комбинезон, и пламя повредило парашют. Купол парашюта раскрылся, но вскоре обмяк, и Людвиг Ойгенович погиб от удара о землю.

Военпред И.Григоренко поняв, что через пламя ему не прыгнуть, быстро собрал все брезентовые чехлы с двигателей, которые лежали на борту падающей машины, перебрался с ними в хвостовой отсек самолета, завернулся в них и получил незначительные ушибы. При ударе самолета о землю Григоренко не потерял сознания, сумел выбраться из разрушенного самолета и остался жив.

Воздушные рабочие войны

В 1942 г. и 1943 г. Пе-8 под командованием капитана Л.Сумцова летал бомбить военные объекты в Варшаве, Кенигсберге и других городах в глубоком тылу противника. По накалу боевой работы для 45-й авиадивизии АДД, куда входил 746-й АП, более тяжелым был 1943 г. В мае 1943 г. капитана Сумцова назначают заместителем командира авиаэскадрильи (АЭ).

В одном из боевых донесений 1943 г. было записано, что «16 июня при нанесении бомбового удара по аэродрому противника Олсуфьево истребителем противника Ме-110 было повреждено управление самолетом Пе-8, которым управлял капитан Сумцов: триммер был поставлен в положение кабрирования, самолет стал мало управляемым, что создавало трудности при полете ночью и в сложных метеоусловиях». Далее в донесении сказано, что проявив упорство и хладнокровие, капитану Сумцову пришлось управлять машиной с большим физическим напряжением. Он сумел благополучно посадить машину с заклинившим триммером и пробитыми покрышками аэродроме в Кратово.

Стоит сказать, что аэродромы противника в Сеще, Олсуфьево, Шаталово прикрывались ночными истребителями преимущественно типа Me-110. Ночное патрулирование Ме-110 производилось как одиночными самолетами, так и в паре, находившихся на различных высотах. Ночные истребители чаще всего атаковали Пе-8 в хвост снизу и реже в хвост сверху, а также с хвоста в бок. Как правило, Ме-110 подкарауливали наши бомбардировщики на обратном курсе при выходе из зоны действия зенитной артиллерии ПВО объекта.

Пройдет год и 746-й АП, который к тому времени станет 25-м Гвардейским Орловским АП, перебазируется с аэродрома ЛИИ в  Кратово на освобожденный от оккупантов аэродром в Олсуфьево (Брянская область), а затем в Болбасово (Витебская область Белоруссии).

Пик боевой эксплуатации Пе-8 пришелся на 1943 г. и первую половину 1944 года. В этот период самолеты Пе-8 из состава 45-й АД АДД применялись на главных направлениях ударов Красной армии. Бомбили по ночам крупные железнодорожные узлы, аэродромы, места концентрации войск противника. Вместе с тем продолжали совершать налеты на военные и политические центры Германии и ее союзников (Венгрии, Румынии).

В ночь с 9 июля на 10 июля 1944 г. группа из 11 бомбардировщиков из состава 25-го Гвардейского АП, 890-го АП и 362-го АП 45-й АД вылетели с аэродрома Олсуфьево для нанесения бомбового удара по крупной железнодорожной станции Ораны (Белоруссия). По данным штаба 45-й АД, размер цели составлял 200 м на 1000 м.

Восемь Пе-8 при отходе от цели были атакованы истребителями противника. Огнем воздушных стрелков из бортового оружия Пе-8 атаки истребителей были отбиты. В 01.19 один из экипажей Пе-8 наблюдал воздушный бой восточнее цели, в результате которого один Ме-110 загорелся и упал на землю. Боевых потерь в 45-й АД не было.

После выполнения боевого задания машина Пе-8 (№ 42610) из 2-й АЭ 25-го Гвардейского АП (командир корабля гвардии майор Л.Сумцов, штурман гвардии капитан А.Шараев) из-за полной выработки горючего приземлилась на границе аэродрома Олсуфьево, получив при этом ряд повреждений: была сломана амортизационная стойка хвостового колеса, помята нижняя часть отсека Ф-4.

С ноября 1944 г. лишь 25-й Гвардейский АП совершал полеты на Пе-8 — исключительно тренировочные, для поддержания у летного состава квалификации, позволявшей выполнять боевые задачи в составе АДД. Практически все Пе-8 в 890-ом АП были прикованы к земле из-за различных неисправностей

Последняя должность гвардии майора Леонида Сумцова в 25-м Гвардейского Орловского АП перед окончание войны – командир авиаэскадрильи.

Заводской летчик-испытатель. Работа в ЛИИ

В 1945 г. Леонид Васильевич Сумцов ушел в запас. Сразу после демобилизации поступил на работу летчиком-испытателем на авиазавод № 500 в Тушине, который занимался разработкой и производством авиадвигателей. С 1946 г. по 1958 г. Сумцов сменил несколько мест работы: был заводским летчиком-испытателем на столичных авиазаводах № 51 и № 23, затем работал в Самаре на авиазаводе № 1. В 1956 г. вернулся на летно-испытательную работу на авиазавод № 23 в Филях. С августа 1958 г.  по август 1966 г. – на лётно-испытательной работе в ЛИИ, где участвовал в ряде испытательных работ на тяжелых самолетах по тематике Института.

Скончался летчик-испытатель 1-го класса Леонид Васильевич Сумцов 19 апреля 1976 г. Похоронен на столичном Кунцевском кладбище.

Фото из архива 746-го АП

 

Юрий Пономарев