Проекту НЦА почти десять лет

Настало время подвести итоги девятилетней стройки под названием Национальный центр авиастроения

Девять лет назад – 20 февраля 2008 г. был подписан Указ президента России № 217 о создании Национального центра авиастроения (НЦА) в Жуковском. В феврале 2009 г. между правительством Московской области, ОАК и государственной корпорацией «Ростехнологии (Ростех)» было подписано тройственное соглашение, предусматривавшее создание в Жуковском НЦА. 5 октября 2009 г. был оглашен еще один президентский Указ № 1113 по созданию НЦА. Весь процесс создания НЦА намечалось выполнить в три этапа, каждый продолжительностью по три года. Осуществление первого этапа планировалось на 2009-2012 гг. и т.д. Полностью завершить создание НЦА в рамках утвержденного плана намечалось в 2018 г.

Во второй половине 2009 г. «грянул» экономический кризис, и планы создания НЦА подверглись значительной корректировке. В октябре 2010 г. были озвучены новые сроки реализации проекта НЦА. Были определены объекты первой очереди НЦА, строительство которых собирались начать в 2013 г. Ими должны были стать здания административного назначения: Многофункциональный комплекс (МФК) площадью 80 тыс кв м в «цаговском» лесу, штаб-квартира ОАК площадью 23,6 тыс кв м на территории бывшего автохозяйства ЛИИ.

Следующей важной стройкой должен был стать Технопарк. Руководство АО «Некоммерческое партнерство (НП) «НЦА» в программных документах заявляло, что Инновационный комплекс (ИК) «Жуковский» (Технопарк «Жуковский») построят на правом берегу Москва-реки недалеко от нового микрорайона «Правобережье – Север». Технопарк федерального уровня должен был заработать на «полную мощность» в 2015 г. Количество персонала Технопарка в 2015 г., по расчетам авторов проекта, должно было составить около 10 тыс человек.

В 2014 г. планировалось завершить создание особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) на территории аэродрома ЛИИ. Предполагалось, что одной из главных задач ПОЭЗ будут чартерные пассажирские и грузовые авиаперевозки на внутренних и международных маршрутах. Другими направлениями деятельности ПОЭЗ станут услуги по ремонту авиатехники, работы в смежных с авиацией областях и др.

Что удалось создать в НЦА за три трехлетки?

Первое достижение: построили и ввели в эксплуатацию подъездную дорогу от трассы М-5 «Урал» до ЛИИ им. М.М.Громова. Для постройки транспортной развязки в районе Туполевского шоссе у въезда в ЛИИ суммарно уничтожили около 15 га «цаговского» леса и соседних парковых лесов. Второй этап строительства дороги по ул. Туполева и далее пока не реализуется из-за отсутствия денег. Пробки в районе площади Громова стали обычным делом.

Многофункциональный комплекс (МФК) площадью 80 тыс кв м в «цаговском лесу» из-за протестов общественности, которые прошли в Жуковском весной и летом 2012 г., не построили. В июне 2012 г. во время губернаторства Сергея Шойгу, сумевшего снизить «градус противостояния» населения и местной власти, руководство НП «НЦА» официально заявило, что здание МФК в «цаговском» лесу строить не будут.

Построено здание штаб-квартиры ОАК, строительство которого началось весной 2012 г. Напомню, что решение о строительстве здания штаб-квартиры ОАК в Жуковском в рамках программы по созданию НЦА было принято руководством Корпорации в октябре 2011 г. В декабре 2014 г. здание общей площадью около 40 тыс кв метров должны были сдать в эксплуатацию. По неофициальной информации, большинство сотрудников столичной штаб-квартиры Корпорации, проживающих в Москве, отказалось ездить на работу в Жуковский самостоятельно. Новое руководство ОАК, видимо, решило пока не расходовать значительные суммы денег на доставку сотрудников штаб-квартиры во время рабочей недели из Москвы до Жуковского и обратно.

В начале 2014 г. в федеральные СМИ просочилась информация о том, что в ходе проверки Генеральной прокуратурой строительства здания для штаб-квартиры ОАК в Жуковском были выявлены признаки хищения. Было установлено (цитирую), что «в деятельности генерального подрядчика – ЗАО «Евро Хоум Билдинг» – выявлены признаки хищения на 314 млн рублей».

Технопарк формально функционирует с августа 2009 г. Новый комплекс зданий для него так и не построили. По замыслу разработчиков проекта, Технопарк должен был объединить в рамках единой инфраструктуры малые и средние инновационные предприятия авиастроительной и смежных отраслей, что позволило бы создать «комфортную систему для взаимовыгодной и всесторонней интеграции между фирмами-резидентами путем обмена знаниями, технологиями и опытом в сфере высоких технологий и наукоемких производств, а также создать и развивать новые инновационные предприятия». Однако за семь с половиной прошедших лет формально объединенные на бумаге фирмы-резиденты Технопарка (10 фирм) так и остались каждая сама по себе. Фирмы-резиденты не  создали централизованной сервисной службы, которая позволила бы обеспечить экономию на затратах и повысить качество оказываемых услуг, осуществлять координацию производственно-внедренческой деятельности средних и малых предприятий и др.

Контрольное управление при президенте РФ подготовило в 2015 г. доклад по работе особых экономических зон (ОЭЗ) в стране. Согласно выводам доклада, ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики страны. Следствием стало поручению президента В.Путина, согласно которому создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) в России прекращается до особого распоряжения с 30 июня 2016 г.

30 июня 2016 г. в городе Жуковском на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева прошла официальная церемония открытия нового аэропорта – «Международный аэропорт «Жуковский», который формально не является аэропортом Московского аэроузла (МАУ). 12 сентября 2016 г. аэропорт Жуковский (ZIA) начал обслуживать пассажирские рейсы. Первой авиакомпанией, приступившей к выполнению полетов в новую подмосковную воздушную гавань, стал белорусский перевозчик «Белавиа». Город Жуковский получил небольшой аэропорт вместо исключенного в июне 2011 г. из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ аэродрома Быково.

Практика показывает, что столь масштабные проекты государственного значения, как НЦА, успешно реализуются тогда, когда эффективно функционирует экономика в целом, и, как следствие, происходит успешное развитие наукоемких технологий и в такой отрасли, где сосредоточены высокие технологии, как аэрокосмическая промышленность. Необходимо, что бы в стране происходил постоянный рост ВВП, хотя бы на уровне 3-4% в год. Сейчас же наблюдается обратное: ВВП в минусе и из года в год производится секвестирование бюджета, предназначенного для аэрокосмической промышленности.

 

Юрий Пономарев