Итоги работы гражданского сектора российского самолетостроения в 2016 г.

В прошедшем 2016 г. суммарный объем производства авиалайнеров остался по существу на прежнем уровне по сравнению с 2015 г.

Вначале подведем итоги работы авиазаводов, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Значимым событием для гражданского сектора отрасли можно назвать завершение постройки первого опытного образца нового отечественного ближне-среднемагистрального самолета МС-21 в варианте МС-21-300, который предназначен для летных испытаний, которая состоялась 8 июня прошлого года на Иркутском авиазаводе. Первый полет перспективного авиалайнера запланирован на весну текущего года.

Больше всех самолетов гражданского назначения построено на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – 18 машин марки SSJ-100.

Следует сказать, что в декабре прошедшего года АО «ГСС» получило одобрение Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) на новую модификацию самолета «Сухой Суперджет-100» (Sukhoi SuperJet-100 Long Range (SSJ-100LR). Сертификат позволит предлагать зарубежным заказчикам самолет SSJ-100 c дальностью полета, увеличенной на 50% по сравнению с базовой версией SSJ-100. Установка дополнительных топливных баков позволяет самолету летать на расстояние до 6 тыс км. В настоящее время дальность серийной машины модификации SSJ-100-95LR составляет 4,6 тыс км.

Сертификация была необходима для одобрения изменений типовой конструкции самолета SSJ-100-95LR по расширению условий эксплуатации в «части границы предельно передних центровок на крейсерских режимах полета». При установке дополнительных топливных баков были произведены некоторые изменения в конструкции фюзеляжа самолета, в частности, изменены трассы прокладки гидравлики и электропроводов.

Первая машина этой новой модификации имеет заводской № 95096. Самолет № 95096 совершил первый полет 25 февраля 2016 г. на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Амуре, затем его перегнали в Жуковский на Летно-испытательную базу компании «ГСС». Заказчиком этого самолета в варианте бизнес-джета является Пограничная служба Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана.

Всего с 2008 г. построено 119 самолетов SSJ-100 различных модификаций, в эксплуатации находится 102 машины.

На ульяновском авиазаводе «Авиастар» завершили постройку двух авиалайнеров – машин Ту-204-300 и Ту-204-300-100 со спецсалонами. Точнее стоит сказать, что авиалайнеры были достроены, т.к. сдача самолетов планировалось еще в 2015 г. Обе машины предназначены для специального летного отряда (СЛО) «Россия» и строились по заказу Управления делами президента России. По заявлению управляющего директора АО «Авиастар-СП» Андрея Капустина, ведутся переговоры о поставке в 2017 -2018 гг. для Управделами президента РФ еще трех машин этого типа.

Сейчас в коммерческой эксплуатации в России находятся 11 самолетов Ту-204: восемь пассажирских Ту-204-100 летают в авиакомпании Red Wings, еще три грузовых Ту-204 числятся за авиакомпанией «Авиастар-Ту».

Казанский авиазавод им. С.П.Горбунова (бывш. КАПО) в прошедшем году не выпустил ни одного самолета марки Ту-214. Сейчас в Казани в постройке находятся 4 самолета Ту-214, которые изготавливаются по заказу Минобороны России. Официальная сдача военным по крайней мере одного из них (регистр. № 64529) запланирована на 2017 г. Всего с 1998 г.  построено 82 самолета семейства Ту-204/214, из них 44 машины находятся в эксплуатации. Многолетняя тенденция такова, что мелкосерийное производство авиалайнеров семейств самолетов Ту-201/214, а также самолетов семейства Ил-96 (о котором будет сказано ниже) держится только на госзаказе.

В 2016 г. на Воронежском авиазаводе (ВАСО) построен один самолет марки Ил-96-300, а сдано заказчику три машины семейства Ил-96: авиалайнеры Ил-96-300 (салон) и Ил-96-300ПУ (М1) для СЛО «Россия» и переоборудованный из грузового варианта Ил-96-400Т в пассажирский самолет Ил-96-400VVIP для Минобороны России.

Напомним, что в 2015 г. ВАСО передало ФСБ России авиалайнер Ил-96-400ВПУ – воздушный пункт управления с салоном повышенной комфортности. Всего с 1998 г. было построено 30 машин семейства Ил-96, из них ровно половина находится в эксплуатации.

Стоит сказать, что Специальный летный отряд «Россия», обслуживающий первых лиц государства, получил в 2016 г. четыре самолета: один Ту-214СР, два Ил-96-300 и две машины SSJ-100.

Также на Воронежском авиазаводе в 2016 г. было построено три самолета Ан-148-100Е для Минобороны России. Итого, согласно официальной статистике в ВАСО в прошлом году было построено шесть самолетов. Фактически получается, что изготовили только четыре самолета.

На авиазаводе в Таганроге (ТАНТК им. Г.М.Бериева) после переноса производства из Иркутска в Таганрог построен и сдан заказчику только самолет-амфибия Бе-200ЧС.

На самарском авиазаводе «Авиакор», не входящем в состав ОАК, в 2016 г. был достроен и передан заказчику один самолет Ан-140-100. Самолет поступил в военную часть авиации ВМФ России.

В марте 2016 г. президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь заявил, что планируется выпустить в 2016 г. порядка 35 гражданских самолетов. 30 декабря 2016 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин, подводя итоги года, сказал в телеэфире, что в уходящем году произведено 30 гражданских самолетов. Видимо, Д.Рогозин также подсчитал самолетТу-214СР, построенный в 2015 г. и сданный заказчику в 2016 г.

Суммируя выпуск транспортных машин и самолетов различного назначения и класса по заказу Управления делами президента, Минобороны, МЧС и других госструктур и коммерческих авиакомпаний, можно сказать, что в 2015 г. фактически построено 27 самолетов.

Для сравнения: в 2015 г. отечественная авиапромышленность выпустила 26 гражданских самолетов. Можно сделать вывод, что в условиях экономического кризиса перспективные планы ОАК по ежегодному наращиванию выпуска гражданских самолетов не удается выполнить.

 

Юрий Пономарев