Начались летные испытания самолета-летающий лаборатории Як-40М в СибНИИ им. С.А.Чаплыгина

В конце ноября уходящего 2016 года на аэродроме Ельцовка под Новосибирском начались летные испытания летающей лаборатории (ЛЛ) – самолета Як-40, оснащенного двумя американскими реактивными двигателями TFE731-3 вместо трех советских турбореактивных двигателей АИ-25

Проект по ремоторизации самолета Як-40 осуществляют специалисты Сибирского НИИ авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина, входящего в состав НИЦ им. Н.Е.Жуковского.

По их расчетам, установка американских двигателей TFE731-3 компании Хонеувелл (Honeywell) на машине Як-40М позволить значительно улучшить летно-технические характеристики самолета: дальность полета модернизированного Як-40М должна увеличиться на 30-40%; расход топлива на этапе снижения и захода на посадку уменьшится два раза; максимальная коммерческая нагрузка возрастет на 700 кг и составит 3 т и др. Крейсерская скорость машины Як-40М должна быть не менее 590 км/ч (вместо 510 км/ч у Як-40). Предполагается, что, высота полета модернизированного самолета будет приблизительно 9000 м (вместо 6000 м у Як-40). Расход топлива Як-40М составит не более 650 кг/ч (вместо 1059 кг/ч у Як-40).

Согласно информации, предоставленной СибНИА, американские двигатели TFE731-3 подключены к штатным электрической, гидравлической, противообледенительной системам самолёта Як-40М ЛЛ, а также к устройству отбора воздуха для системы кондиционирования машины. В рамках проекта был сделан и облетан самолет-лаборатория с доработанным профилем носка крыла с целью изменения летных характеристик самолета, что позволит в свою очередь снизить расход топлива. По утверждению разработчиков, результаты проведенных летных испытаний – положительные. На втором этапе реализации проекта в 2017 г. намечено установить на Як-40М ЛЛ более мощные двигатели компании Хонеувелл. Планируется, что это будут моторы TFE731-5.

Специалисты СибНИА считают, что работы по модернизации Як-40 в целом перспективны из-за отсутствия новых аналогичных самолетов отечественной разработки при высокой стоимости аналогов зарубежного производства. По данным Росавиации, на 1 декабря 2016 г. действующие сертификаты летной годности были у 24 самолетов Як-40 с российской регистрацией. Согласно реестру Як-40, всего в России и различных странах мира в Африке, Азии, Южной Америке в эксплуатации находится немногим более 70 самолетов Як-40, которые имеют ресурс до 10 и более лет. Для продолжения эксплуатации машин этого типа есть достаточное количество командиров воздушных судов, вторых пилотов и технических специалистов.

В рамках проекта по Як-40М в СибНИА идут по пути программы по модернизации машины Ан-2: постепенной замены основных металлических элементов конструкции самолета на элементы из композиционные материалов. Технологический задел, полученный в ходе ремоторизации Як-40, в СибНИА намерены использовать при создании самолетов нового поколения серии VIC для местных авиалиний.

Игорь Лот

 

Фото СибНИА