В 2017 г планируется утвердить новую программу развития отечественной авиапромышленности

Министерство промышленности и торговли России анонсировало «Стратегию развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 г.»

В 2015 году закончился срок действия «Стратегии развития авиапромышленности РФ до 2015 г.», утвержденной приказом № 85 Министерства промышленности и энергетики РФ от 20 апреля 2006 г.

Итоги финального года для «Стратегии-2015» таковы: совокупная выручка авиационной промышленности превысила 1 трлн руб, на внутренний и внешний рынки было поставлено 156 самолетов и 212 вертолетов военного и гражданского назначения, производительность труда составила 3,1 млн руб на человека.

В целом в сегменте гражданской авиации многие проекты не были доведены до конца и их закрыли (в частности, по авиалайнеру Ту-204СМ), плановые объемы поставок (внутри и за пределами российского рынка) оказались невыполненными. В новом документе констатируется, что в 2014 г. доля России на мировом рынке гражданского авиастроения составила 1% в самолетном секторе и 3% – в вертолетном. Констатируется факт, что российские предприятия отличаются низкой серийностью производства, особенно в сегменте гражданских самолетов. Согласно утверждению авторов документа, «организации отрасли переоценили свои финансовые и организационные возможности, равно как и спрос на свою продукцию».

Стратегия развития отечественной авиапромышленности до 2030 г. должна прийти на смену аналогичной программе, рассчитанной до 2015 г., цели которой оказались выполненными лишь отчасти. В разработанном чиновниками документе признается, что отрасль низкоэффективна, состоит из переразмеренных и низкопроизводительных интегрированных структур. В новой программе также признается «недостаточный для конкурентоспособной экономики производства масштаб внутреннего рынка; отсутствие развитой системы поставщиков; ограниченность финансовых ресурсов государства в условиях сложной макроэкономической ситуации; ослабление позиций в научно-техническом и технологическом обеспечении отрасли и дефицит квалифицированных кадров.

В числе важнейших целей новой «Стратегии-2030» обозначены следующие: «реализация потенциала внутреннего рынка, переориентация выпуска продукции авиационного промышленного комплекса на глобальный рынок, развитая система поставщиков комплектующих и возможность привлечения участниками отрасли долгосрочного льготного кредитования».

В «Стратегии-2030» сказано, что по рейтингу благоприятности условий ведения бизнеса, составленным Всемирным банком, Россия занимает 51-е место, уступая не только таким странам, как США (7-е), Канада (14-е), Германия (15-е), но также Японии (34-е) и Мексике (38-е).

Авторы «Стратегии-2039» утверждают, что «ключевой задачей в целях повышения конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности и важнейшим направлением развития является изменение индустриальной модели отрасли за счет создания развитой системы поставщиков и внутренней оптимизации организаций».

Для исправления ситуации в «Стратегии-2030» предлагается увеличить продажи гражданских воздушных судов на внутреннем и международном рынках, сократить избыточные мощности, сделать акцент на сужении специализации предприятий и на развитии международной кооперации, передать на аутсорсинг неключевые операции, привлечь в отрасль частный капитал, повысить качество профильного образования и вывести научно-исследовательские работы на новый уровень.

Если задачи нового программного документа будут выполнены, то до 2025 г. выручка авиапромышленности будет расти на 8-9% в год, а в 2026-2030 гг. на 5-6% за год. До 2030 г. суммарная выручка должна достигнуть 2,6 трлн руб., а доля экспорта превысит 40% ($14,4 млрд). Утвердить документ планируется в 2017 г.

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы ВАСО