Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В Екатеринбурге ведется подготовка к серийному производству по лицензии израильских беспилотных летательных аппаратов (БЛА)
Ведущие отечественные фирмы, занимающиеся разработкой и производством БЛА, объявили в преддверии открывающегося 16 августа 10-го Международного авиационно-космического салона, что представят на выставке новинки. Это группа компаний «ZALA AERO», корпорация «Иркут», компания «ЭНИКС», фирма «Транзас» и др. В последние годы у этих российских фирм появились солидные заказчики в лице МВД, ФСБ, МЧС.
По утверждению высокопоставленных чиновников Минобороны, сейчас БЛА от малой до большой дальности и продолжительности полета, различного оперативного и целевого назначения, включая ударные, способны разрабатывать около 10 предприятий российского ОПК. Мероприятия по созданию БЛА для Минобороны России запланированы в госпрограмме вооружения до 2020 г. Однако в ближайшей перспективе российские военные намерены приобретать построенные по лицензии БЛА Bird Eye-400 («Птичий глаз») и Searcher II («Искатель»), созданные израильской компанией IAI (Israel Aerospace Industries).
В октябре прошлого года российское ОАО «ОПК Оборонпром» и израильская компания IAI подписали соглашение о серийном лицензионном производстве БЛА «Птичий глаз» и «Искатель» в России. Также корпорация «Оборонпром» заключила с IAI контракт на поставку компонентов для отверточной сборки БЛА. По утверждению израильской деловой газеты «Глобс», стоимость контракта составила около 400 млн $.
Сейчас на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге, который является правопреемником завода № 404 Гражданской авиации и на котором в течение длительного времени ремонтировал авиационные двигатели и вертолетные редукторы, ведется подготовка к серийном производству тактического разведывательного БЛА «Искатель II» (масса летательного аппарата 454 кг) и лёгкого переносного БЛА «Птичий глаз-400» (масса летательного аппарата 5,6 кг). Следует сказать, что в Екатеринбургском ОАО «УЗГА» БЛА «Искатель» переименован в «Форпост».
Постепенно вслед за технологически развитыми странами мира в России проявляется интерес к применению БЛА и в гражданском секторе экономики. Один из актуальнейших вопрос в этом направлении – это создание нормативной базы для использования БЛА в гражданской сфере. Этому важному вопросу было посвящено заседание научно-технического совета (НТС) Минтранса России, состоявшемуся 15 июля нынешнего года. В заседании НТС Минтранса участвовали представители различных министерств и ведомств, государственных НИИ, представители промышленных предприятий.
Сейчас согласно положениям Федеральных правил использования воздушного пространства, имеются значительные ограничения на широкое применение БЛА для выполнения коммерческих воздушных работ, а также для экстренных вылетов. Осознавая экономические и технические преимущества применения БЛА, руководство Минтранса прорабатывает вопрос по снятию ряда ограничение на применение БЛА и организации воздушного движения в целях интеграции БЛА в общее воздушное пространство.
Юрий Пономарев
Фото IAI