Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Для вертолетного холдинга сейчас наиболее важными проектами являются работы по испытаниям вертолетов Ми-28НМ и Ка-62
Ми-28НМ
Разработка модернизированной версии винтокрылой машины Ми-28 была начата в 2009 г. В 2015 г. на вертолетном заводе в Ростове-на-Дону был построен первый опытный образец – вертолет Ми-28НМ ОП-1, который доставили в Томилино в Летно-испытательный центр (ЛИЦ) холдинга «Вертолеты России». 29 июля нынешнего 2016 года усовершенствованный боевой вертолет Ми-28НМ совершил первый полет в режиме висения, а в середине августа – полет по кругу, взлетев с заводского вертолетодрома в Томилино. По заявлению заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» Игоря Чечикова, завершение опытно-конструкторских работ по проекту Ми-28НМ запланировано на 2017 г. Поставки вертолета Ми-28НМ для Минобороны России намечено начать в 2018 г.
На вертолете Ми-28НМ установлен новый комплекс навигации и разведки. Также на машине Ми-28НМ установлена надвтулочная РЛС марки Н025. Диаметр обтекателя антенны РЛС – 500 мм. Количество одновременно сопровождаемых/обстреливаемых целей – 10/2. В режиме «воздух-поверхность» РЛС Н025 осуществляет картографирование поверхности, обнаруживает движущиеся наземные и воздушные цели, измеряет дальность до целей и др. Специалисты концерна «Радиоэлектронные технологии (КРЭТ)», который входит в госкорпорацию «Ростех», создали для вертолета лазерную станцию подавления, обеспечивающую защиту вертолета Ми-28НМ от ракет.
Машина Ми-28НМ получила дублированную систему управления, благодаря которой штурман-оператор тоже сможет управлять вертолётом. Крейсерская скорость Ми-28НМ, по сравнению с предыдущей модификацией, по утверждению разработчиков, повышена на 13% за счет применения новых лопастей несущего винта.
В конце прошедшего августа в интернете появилось сообщение о том, что предприятие «Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М.Л. Миля» опубликовало сведения о контракте, заключенном с Центром научно-технических услуг (ЦНТУ) «Динамика». В соответствии с этим контрактом, специалисты «Динамики» должны разработать комплексный тренажер для экипажей вертолета Ми-28НЭ. Цена контракта – 355,8 млн руб.
Следует сказать, что несколько лет назад в ЦНТУ «Динамика» был создан и поставлен заказчику (для авиабазы в Буденновске) комплексный тренажер экипажа вертолета Ми-28Н «Ночной охотник».
Ка-62
28 апреля нынешнего 2016 года на режиме висения впервые был опробован новый отечественный вертолет гражданского назначения Ка-62. Полет состоялся на аэродроме Арсеньевской авиационной компании (ААК) «Прогресс» (Приморский край). Вертолет приподнялся над землей и, выполнив висение с разворотами, рысканиями по тангажу и крену, приземлился. Полет продолжался около 10 минут.
В 2016 г. намечено направить 1 млрд руб на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вертолету Ка-62. По утверждению руководства холдинга «Вертолеты России», необходимо доработать систему управления общевертолетным оборудованием и главный редуктор для завершения сертификации и скорейшего вывода на рынок вертолета Ка-62. Из официальных источников известно, что в 2016 г. на проведение ОКР «Завершение проекта создания вертолета Ка-62» (шифр «Ка-62/6») планируется направить около 455 млн руб.
В начале нынешнего сентября к 80-летнему юбилею ААК «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина руководство холдинга «Вертолеты России» разрешило показать на выставке широкой публике опытный образец вертолета Ка-62 ОП-1 с регистрационным № RA-00000. Выставка продукции предприятия была устроена на заводской территории. Планировалось, что прошедшим летом машина Ка-62 совершит полет по кругу, но этого события так и не произошло. По неофициальной информации, первый полноценный полет Ка-62 должен произойти до конца 2016 г.
Игорь Лот
Фото автора
На снимке: машина Ка-62