Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Вместо намеченных еще полгода назад 30 млрд руб на докапитализацию Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) в сентябре нынешнего года решено выделить только 5 млрд руб
Год назад на авиасалоне МАКС-2015 ГТЛК и компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) подписали твердый контракт на поставку 32 самолетов «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) для их последующей передачи на условиях операционного лизинга российским региональным авиакомпаниям. Документ подписали генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин и на тот момент президент ГСС Илья Тарасенко.
Было принято решение, что ГТЛК приобретет самолеты SSJ-100 у АО «ГСС» за счет внебюджетных финансовых ресурсов и бюджетных средств, внесенных в уставный капитал компании в соответствии с распоряжением правительства России. Все выделенные ГТЛК в рамках докапитализации деньги в объеме 30 млрд руб были переданы ГСС осенью 2015 г., что позволило полностью оплатить производство 10 самолетов SSJ-100 и частично авансировать строительство еще 22 региональных авиалайнеров.
По данным Минтранса России, по состоянию на 5 июня нынешнего года было поставлено и передано в аренду российским авиакомпаниям через ГТЛК 8 самолетов SSJ-100 и еще 16 машин планируется передать в 2017 г.
Намечалось, что будет выделено еще 30 млрд руб на докапитализацию ГТЛК для продолжения контракта. Ожидалось, что на 30 млрд руб компания закупит по крайней мере еще 26 авиалайнеров SSJ-100. Однако в начале сентября 2016 г. руководитель Минпромторговли Денис Мантуров подтвердил, что будет произведена еще одна докапитализация ГТЛК, но вместо 30 млрд руб выделят только 5 млрд руб. Д.Мантуров сообщил, что «4 млрд руб пойдет непосредственно на SSJ-100 и 1млрд руб будет направлен на поддержку лизинга самолета для местных воздушных линий (МВЛ) L-410». Денис Валентинович уточнил, что приобретенные на 5 млрд руб самолеты сдадут в лизинг за рубли (операционный и финансовый) российским региональным авиакомпаниям. Лизинг за рубли наиболее приемлемый сейчас вариант для отечественных авиакомпаний.
По утверждению топ-менеджеров ГТЛК, в настоящее время согласно заключенным соглашениям о намерениях с ГТЛК, потребность в SSJ-100 со стороны авиакомпаний на внутреннем и внешних рынках составляет 110 самолетов.
По поводу лизинга самолетов МВЛ L-410 следует сказать следующее. Летом 2008 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) из Екатеринбурга приобрела у чешского холдинга РАМТО INT. 51% акций крупнейшего чешского производителя авиационной техники ОАO «Эйркрафт Индастриз» (Aircraft Industries), созданного на базе авиазавода «LET» в Куновице. В августе 2013 г. УГКМ стала 100% владельцем компании «Эйркрафт Индастриз». Авиазавод в чешском городе Куновице поставил в Россию более 40 самолетов марки Л-410 за последние пять лет. Базовая цена машины L-410UVP-E20 составляет 5,5 млн $.
Юрий Пономарев
Фото АО «ГСС»