Биплан ТВС-2 из композитов построят к концу 2016 г.

В СибНИА планируют построить в конце нынешнего года предсерийный образец самолета малой авиации с применением композиционных материалов на базе многоцелевой машины Ан-2

По словам генерального директора Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина Владимира Барсука, предсерийное воздушное судно из композиционных материалов (КМ) в СибНИА должны изготовить в декабре 2016 г. Затем начнутся сертификационные испытания, а в конце 2017 г. этот самолет планируют передать в производство. В случае успешной сертификации поставки ТВС-2 могут начаться с 2018 г.

Первый полет экспериментальный моноплан ТВС-2-ДТ (ДТ – демонстратор технологий) с крылом из композиционных материалов совершил в начале декабря 2014 г. Самолёт-демонстратор ТВС-2-ТД является дальнейшим развитием самолета ТВС-2МС, созданного на базе широко известного самолета Ан-2.

10 июня 2015 г. на аэродроме Ельцовка Новосибирского авиазавода (НАЗ) им. В.П.Чкалова совершил первый испытательный полет прототип легкого многоцелевого самолета, созданный  на базе машины Ан-2 в Сибирском НИИ авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина. Это самолет, крыло которого изготовлено из КМ, и имеющий то же обозначение – ТВС-2-ДТ, имел бипланную схему. Самолет пилотировал генеральный директор СибНИА, летчик-испытатель Владимир Барсук. Масса пустой машины составила 3 т. Коммерческая нагрузка – 2,5 т. Крейсерская скорость полета – 330 км/ч. Максимальная высота полета – 7 тыс м. Дальность полета – 1,5 тыс км.

По утверждению разработчиков машины, в конструкции усовершенствованного ТВС-2-ДТ реализованы передовые технологии современного авиастроения. Панели, лонжероны и нервюры крыла бипланной схемы изготовлены из композиционного материала – углепластика. В изготовлении крупногабаритной выклеечной оснастки для углепластиковых деталей самолета помог НАЗ им. В.П.Чкалова.

Разработка и постройка опытного образца самолета для местных воздушных линий на замену самолету Ан-2 ведется коллективом СибНИА около трех лет по программе развития малой авиации, которую разработало Минпромторговли России. Этот проект вошел, как составная часть, в государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», утвержденной правительством. Правительственное распоряжение № 1395-р, посвященное программе по авиации, было опубликовано 28 июля 2014 г.

Однако еще в декабре 2013 г. руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что конкурс на выполнение НИОКР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов для малой авиации проведен. Им стал СибНИА, но тогда Денис Валентинович не назвал победителя конкурса. О победителе узнали через пару месяцев уже весной 2014 г. Институт получил право на выполнение научно-исследовательских работ стоимостью 900 млн руб. На разработку принципиально нового легкомоторного самолета только до 2016 гг. суммарно планировалось выделить из госбюджета 1,3 млрд руб.

Следует сказать, что на моноплане и биплане ТВС-2-ДТ устанавливается турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12UAN американской компании «Хонеувэлл Аэроспейс» (Honeywell Aerospace) мощностью 1100 л.с. с пятилопастным флюгерно-реверсивным воздушным винтом «Хартзел Пропеллер» (Hartzell Propeller) из США и новый комплекс авионики.

Стоит напомнить, что СибНИА входит в состав Национального исследовательского центра (НИЦ) «Институт им. Н.Е. Жуковского».

Юрий Пономарев

На снимке: биплан ТВС-2-ТД на МАКС-2015

Фото автора