Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В частности, ЦАГИ как участник новой программы занимается оценкой аэродинамических и летно-технических характеристик широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС), разрабатываемого в рамках российско-китайского проекта
Базовая версия широкофюзеляжного авиалайнера будет иметь вместимость 250–280 пассажиров. Принято решение создавать семейство самолетов, в состав которого помимо базовой версии войдут укороченный и удлиненный варианты. Сейчас стоимость проекта по ШФДМС оценивается в 13-20 млрд $. Эти средства распределятся между Россией и КНР в пропорции 50:50. В соответствии с подписанными документами, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) разработает для перспективного авиалайнера крыло из композиционных материалов, а китайская компания COMAC – фюзеляж из металлических сплавов. Вывод на рынок перспективного авиалайнера запланирован на 2025 г.
Как сообщает информагентство ИТАР-ТАСС, ссылаясь на заявление президента ОАК Юрия Слюсаря, совместное российско-китайское предприятие (СП) по созданию ШФДМС должны зарегистрировать до конца 2016 г., а министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил, что в настоящее время идет разработка аванпроекта ШФДМС. После завершения этого этапа работы начнется проектирование воздушного судна.
В России создается пул предприятий авиапромышленности, которые займутся созданием ШФДМС. Опыт создания машины подобного класса имеется только у компании «Ильюшин». Эта фирма займется формированием технического облика ШФДМС, видимо, на основе глубокой модернизации самолетов семейства Ил-96. К разработке широкофюзеляжного авиалайнера решено привлечь ОКБ компании «Туполев», ОКБ компании «Гражданские самолеты Сухого». Непосредственно выпуском конструкторской документации ШФДМС займется ЗАО «НГТС». Можно предположить, что это название принадлежит «сборной команде» проектировщиков, которая оформилась при создании авиалайнера МС-21, ибо сейчас ни ОКБ им. С.В.Ильюшина, ни ОКБ им. А.Н.Туполева, ни ОКБ им. А.С.Яковлева и др. не в состоянии в одиночку самостоятельно спроектировать такой тяжелый транспортный самолет, как ШФДМС.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по разработке архитектуры авионики ШФДМС возложены на ГосНИИ авиационных систем.
Холдинг «Технодинамика» (входит в состав госкорпорации «Ростех») в результате проведенного Минпромторговли России открытого конкурса займется проведением НИОКР по восьми системам широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета: электроснабжения, кондиционирования и регулирования давления в кабине, пожарной защиты, противообледенительной и кислородной системы и др. Стоимость выигранного «Технодинамикой» контракта составляет 240 млн руб.
Пермское КБ «Авиадвигатель» займется проектированием перспективного авиадвигателя для российско-китайского ШФДМС с тягой 35 тонн (ПД-35) после разработки ПД-14. Об этом заявил управляющий директор, генеральный конструктор пермского АО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев на пленарном заседании Международной конференции по методам аэрофизических исследований (ICMAR-2016). «Проект по ПД-35, который начинается с 2016 г. и который президент собирается финансировать с нынешнего этого года, это следующее поколение двигателей большой тяги от 20 до 50 тонн для широкофюзеляжных дальних самолетов. Мы оценили этот проект в 180 млрд руб. на десять лет», – сказал А.Иноземцев.
Сможет ли ОАК потянуть модернизацию машины Ил-96 и разработку ШФДМС с «нуля»? Логичнее было бы создание ШФДМС как проведение работ по глубокой модернизации Ил-96, оснащенной двумя новыми двигателями ПД-35. Проектирование полностью нового авиалайнера, испытания и развертывание его серийного производство связаны с очень большими инвестициями, тогда как модернизация строящегося на Воронежском авиазаводе пусть даже небольшой серией самолета Ил-96 повлечет намного меньшие затраты. Следует учесть, что базовая модель машины семейства Ил-96 сертифицирована в России и США, соответствует действующим международным требованиям.
Юрий Пономарев
Рисунок ПАО «ОАК»