Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Россией и Китаем решено создать совместные предприятия по разработке дальнемагистрального авиалайнера и тяжелого транспортного вертолета
Во время двухдневного официального визита президента В.Путина в Китай 25-26 июня нынешнего 2016 г. был подписан пакет документов по созданию перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета (ШФДМС) и тяжелого транспортного вертолета AHL.
Межправительственные соглашения о сотрудничестве по совместной разработке, производству, продвижению на рынке и послепродажному обслуживанию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) и перспективного тяжелого транспортного вертолета AHL (Advanced Heavy Lifter) с российской стороны документ подписал руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров, с китайской – министр промышленности и информатизации Китая Мяо Вэй.
Также были подписаны документы о создании совместного предприятия, необходимого для реализации программы по ШФДМС. От лица Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) договор подписал президент Юрий Слюсарь, от лица Китайской корпорации гражданского авиастроения (COMAC) председатель совета директоров Цзинь Цзанлун. Совместное предприятие (СП) будет зарегистрировано в КНР на паритетных началах. СП займется разработкой, продажей, послепродажным обслуживанием и консультированием в рамках создания самолета, а также будет вести инвестиционную и финансовую деятельность по проекту.
Денис Мантуров сообщил, что «на сегодняшний день российская и китайская компании уже провели предварительную работу с поставщиками, согласовали конфигурацию базового самолета семейства ШФДМС и договорились о создании совместного предприятия. В настоящее время ведутся работы над разработкой концептуального облика всего семейства самолетов ШФДМС с учетом согласованной базовой конфигурации, прорабатываются условия кооперации и разделения работ». Начало переговоров по проекту ШФДМС было положено в 2014 г., когда российская и китайская стороны подписали соответствующий меморандум. На данный момент известно, что дальнемагистральный авиалайнер сможет вмещать 250-300 пассажиров. Самолет должен появиться к 2025-2027 гг. Реализация проекта оценивается в 13 млрд. $.
Согласно представленной китайской стороной информации, максимальная взлетная масса вертолета AHL составит 38,2 тонны, максимальная скорость полета – 300 км/ч, практический потолок – 5700 метров, дальность полета — 630 км. Вертолет будет способен перевозить внутри фюзеляжа груз массой 10 т, а на внешней подвеске – до 15 т.
Во время встречи в Пекине также велись переговоры о работе двигателестроительных компаний России и КНР по ряду проектов в области авиационного двигателестроения: перспективных двигателей для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и тяжелого транспортного вертолета.
Китайцы последовательно продвигаются вперед в разработке линейки гражданской авиатехники. В конце июня нынешнего года начал перевозить пассажиров региональный авиалайнер ARJ21 китайской разработки. Сейчас в КНР готовят к летным испытаниям опытный образец ближне-среднемагистрального пассажирского самолета С919. Теперь китайцы решили, что пора приступать к разработке дальнемагистрального авиалайнера. У России есть опыт: на Воронежском авиазаводе ежегодно строят приблизительно по 1-2 модификации самолета семейства Ил-96. Всего с 1988 г. построено около 30 машин семейства Ил-96.
В 2015 году на проект ШФДМС потратили 373 млн руб. ПАО «ОАК» сайте закупок опубликовала данные о цепочке соисполнителей научно-исследовательских работ по российско-китайскому проекту широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Юрий Пономарев
На рисунке: гипотетический облик российско-китайского авиалайнера ШФДМС