Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В 2015 г. в КБ АО «Камов» был создан эскизный проект перспективного вертолета «Минога»
Согласно официальному отчету АО «Камов» за 2015 г., одним из приоритетных направлений деятельности КБ в прошлом году являлись работы по многовариантному перспективному вертолетному комплексу (МВПК) «Минога». В настоящее время проект находится на стадии технического проектирования.
Вертолет соосной схемы «Минога» (изделие 450) создается КБ компании «Камов» по заказу Минобороны России. Перспективный вертолет морской авиации разрабатывается на смену многоцелевому вертолету Ка-27. Никакой более подробной информации об основных летно-технических характеристиках перспективного вертолета палубного базирования в открытых специализированных СМИ пока нет. Размеры вертолета «Минога» и его максимальная взлетная масса будут меньше, чем у машины Ка-27 (12 т). Известно, что на вертолете по проекту «Минога» будут установлены два турбовальных двигателя ТВ7-117В, которые сейчас проходят сертификационные испытания.
Также известно, что специалисты нижегородского НПП «Полет» (входит в Объединенную приборостроительную корпорацию) создали комплекс связи для перспективного вертолета «Минога». Новая цифровая аппаратура будет обеспечивать полную интеграцию вертолета в автоматизированные системы управления войсками и боем. В комплексе используются широкополосные каналы радиосвязи, новые методы борьбы с помехами и способы защиты информации.
Следует сказать, что на 9-й Международной выставке вертолетной индустрии «ХелиРаша-2016» (HeliRussia-2016), прошедшей в мае в столице, предприятия Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) (входит в госкорпорацию «Ростех») представили на стендах образцы перспективного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для вертолетов и, в частности, как было заявлено, для машины «Минога»: комплекс связи нового поколения, обеспечивающий голосовую связь, передачу видеоинформации, данных РЛС и навигации. В ней реализован пакетный обмен данными в цифровой форме, широкополосные каналы радиосвязи, новые методы борьбы с помехами, что увеличивает скорость передачи информации, дальность и качество связи. Количество внешних антенн при этом сведено к минимуму. В частности, антенная система «Аист-62» будет встраиваться в обшивку планера вертолета.
Командующий Морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин заявил в 2015 г. что «фирма «Камов» к 2020 году создаст для российской морской авиации принципиально новый вертолет. Его размеры будут привязаны к корабельным стандартам, а сама машина получит модули для установки вооружения». Генеральный конструктор компании «Камов» Сергей Михеев в свою очередь заявил, что «в новую машину будут заложены все разработки, которые были накоплены в компании за последние 50 лет».
Игорь Лот
На снимке: гипотетический облик перспективного вертолета по проекту «Минога»