Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В столице с 19 по 21 мая проходила 9-я Международная выставка вертолетной индустрии «ХелиРаша-2016 (HeliRussia-2016)», во время которой подтвердилась информация о снижении объемов производства на отечественных вертолетных заводах
Экспозиции
Выставка проходила в двух залах павильона № 1 Международного выставочного центра (МВЦ) «Крокус Экспо». В «ХелиРаша-2016» приняли участие 219 отечественных и зарубежных компаний. Из 16 стран дальнего и ближнего зарубежья на выставочный форум приехало 45 компаний и фирм. Это были компании из США, Франции, Германии, Великобритании, Италии и др.
На выставке было представлено 16 вертолетов, причем ни одного боевого вертолета. Получилась сугубо гражданская выставка. Холдинг «Вертолеты России» продемонстрировал на площадке под открытым небом третий опытный образец вертолета Ми-38 и пятый опытный образец вертолета Ми-171А2, а также в павильоне сразу две винтокрылых машины «Ансат» в двух различных модификациях. На выставке было представлено почти два десятка беспилотных летательных аппарата (БЛА) вертолетного типа. Среди представленных на выставочном форуме моделей БЛА стоит отметить многоцелевые аппараты Dan-2, модели аппаратов «Геоскан», RHV-35, «Суперкам» S350, «Ворон-500» и др.
Зарубежные компании продемонстрировали на «ХелиРаша-2016» больше вертолетов, чем отечественные компании, в частности, на выставку прибыли вертолеты итало-британской компании «Леонардо Хеликоптерс» (бывшая «Агуста-Уэстленд»): машины AW119KЕ и AW139; американская «Белл Хеликоптер» показала новую машину Bell 407GX, международная компания «Эрбас Хеликоптерс» – легкий вертолет Н135 в медицинском варианте и др.
Серийное производство в России
В середине прошлого года руководство холдинга «Вертолеты России» заявляло, что ориентировочно в 2015 г. на российских предприятиях будет построено около 280 вертолетов военного и гражданского назначения. Когда в начале нынешней весны поле тщательно подсчета официально подвели итоги, то оказалось, что в 2015 г. было построено 212 винтокрылых машин военного и гражданского назначения.
На мировом рынке прослеживается тенденция уменьшения спроса на вертолеты военного назначения и поэтому руководство холдинга «Вертолеты России» сейчас рассчитывает в первую очередь на получение заказов на машины гражданского назначения. DВ канун проведения выставки стало известно, что «Рособоронэкспорт» заключил контракты на поставку в разные страны мира в 2017 г. более 50 военных вертолетов. Объем производства на заводах России в 2016-2018 гг. в рамках заключенных на сегодняшний день зарубежных контрактов оценивается приблизительно в 150-160 машин, т. е. по 50-55 вертолетов каждый год в течение трех лет. В целом доля вертолетов в портфеле компании «Рособоронэкспорт» превышает в стоимостном выражении 6 млрд $.
Минобороны России в 2016 г. получит 87 вертолетов, заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов на 9-й Международной выставке вертолетной индустрии «ХелиРаша-2016».
В последние три года основными покупателями отечественных вертолетов были такие госструктуры, как Минобороны России, МЧС, МВД и др. В прошлом году на российских заказчиков пришлось около 30% выручки холдинга «Вертолеты России». Можно предположить, что объемы производства винтокрылых машин на заводах холдинга «Вертолеты России» суммарно составит в 2016 г. не более 150-170 штук. Для сравнения: в России в 2013 г. было построено 303 вертолета, в 2014 г. – 271 винтокрылая машина.
Отечественные вертолетные программы
Сейчас главными вертолетными программами по выводу новых изделий на рынок являются проекты по машинам средней грузоподъемности – Ми-171А2, Ми-38 и Ка-62.
В канун выставки «ХелиРаша-2016» на Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля в Панках с Улан-Удэнского вертолетного завода был доставлен пятый опытный образец (ОП-5) усовершенствованного вертолета Ми-171А2 для подключения его к программе сертификационных испытаний. Машина Ми-171А2 ОП-5 без бортового номера была показана на «ХелиРаша-2016».
Сейчас в сертификационных испытаниях участвуют два летных образца Ми-171А2. Первый поднялся в воздух в ноябре 2014 г., второй – в октябре 2015 г. Параллельно проходили испытания на летающей лаборатории, выполненной на базе серийного Ми-8/17. Третий и четвертый опытные образцы вертолета Ми-171А2 в летных испытаниях не задействованы, т.к. используются для испытаний на стендах. Планируется сертифицировать машину Ми-171А2 в первом квартале 2017 г.
Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев заявил во время выставки, что компания им. М.Л.Миля приступила созданию военной версии многоцелевого вертолета Ми-38 в соответствии с техническим заданием Минобороны России. На вертолетном форуме открылась «тайна»: в качестве стартового заказчика машины Ми-38 выступило Минобороны России. Военные готовы взять три машины с опционом еще на пять вертолетов. Оказалось, что машины Ми-38 с небольшим ресурсом двигателей ТВ7-117В (менее 200 часов), который установлен на новой машине, готовы брать только российские военные.
Следует отметить, что в конце 2015 г. на Ми-38 был получен основной базовый сертификат, позволяющий перевозить на вертолете только грузы. Необходимо получить к выданному сертификату ряд дополнений, которые обеспечат полноценную эксплуатацию вертолета: расширят диапазон высот и скоростей полета, позволят осуществлять полеты по приборам и др.
По вертолету Ка-62 на выставке, который впервые поднялся в воздух в конце апреля нынешнего года, была распространена обнадеживающая информация: правительство Франции разрешило компании «Сафран Хеликоптер Энджин» (ранее «Турбомека») поставлять двигатели Ардиден 3G (двумя этими моторами оснащается Ка-62) в Россию. Сертификация Ка-62 намечена на конец 2017 г.
Двигатели
На мировом вертолетном рынке самый большой сегмент продаж за легкими машинами. Россия присутствует в этом сегменте вертолетами легкого класса Ка-226Т и «Ансат». На обоих вертолетах установлены двигатели зарубежного производства. На Ка-226Т – два турбовальных двигателя (ТВД) Арриус 2G1 французской компании «Сафран Хеликоптер Энджин», а на машине «Ансат» – два ТВД PW-207K американской компании «Пратт энд Уитни».
За прошедшие 25 лет в России не было создано ни одного ТВД для легких вертолетов, а необходима целая линейка. В частности, отсутствие в России недорогого, надежного и экономичного двигателя тормозит развитие программы по легкому многоцелевому вертолету Ми-34. Вертолет есть, а «движка» – нет.
Перспективный двигатель ВК-800В – это единственный проект силовой установки, разрабатываемый российским АО «Климов» «с чистого листа» за последние 15 лет. Разработка ВК-800В началась в начале 2000-х годов. Турбовальный двигатель ВК-800В 5-го поколения в классе мощности 500-800 л.с. создается для применения в силовых установках вертолетов малой грузоподъемности. Необходимо сказать, что в проекте по ВК-800В вместе с АО «Климов» принимает участие Уфимское машиностроительное производственное объединение (УМПО), где изготавливаются отдельные элементы газогенератора и планируется развернуть серийное производство ВК-800В.
По неофициальной информации, в настоящий момент двигатель ВК-800В продолжает проходить стендовые испытания, которые идут в вялотекущем режиме: то приостанавливаются, то вновь возобновляются по мере выделения собственных финансовых средств ПАО «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)».
Двигатель ВК-800В прописан в программе по импортозамещению, подготовленной Минпромторговли России. В соответствии с этой программой, на замену канадских ТВД PW-207K на винтокрылых машинах «Ансат» и французских ТВД Aрриус 2G1 на Ка-226Т отведено 5 и 8 лет соответственно.
Во время выставки было официально объявлено, что холдинг «Технодинамика», на предприятиях которого разрабатывают и производят бортовое оборудование, выиграл конкурс Минпромторга России на разработку серии турбовальных двигателей ТД-700 для легких вертолетов. Предполагается, что новые силовые установки заменят двигатели производства французской и американской компаний на вертолетах Ка-226Т и «Ансат».
Разработка ТВД для вертолетов ведется в рамках программы по импортозамещению. Этот проект рассчитан на 4 года, в течение которых будут созданы 12 двигателей (из них 5 штук для летных испытаний). Холдинг «Технодинамика» уже согласовал техническое задание на опытно-конструкторскую работу по разработке двигателей серии ТД-700 и в настоящее время ведет работы по эскизному проектированию «движков».
Получается так, что, не доведя до товарного вида ТВД ВК-800В, который намеревались сделать базовым для легких отечественных вертолетов России, решили параллельно создавать линейку ТВД на базе нового ТД-700.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: вертолет Ми-38 ОП-3