Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
По сообщениям зарубежных информагентств, в нынешнем году в Сирии побывало два новых отечественных самолета-разведчика Ту-214Р
По мнению экспертов, новейшие самолеты-разведчики Ту-214Р9 (изделие 411), предназначенные для радиотехнической и оптико-электронной разведки, выполняли в Сирии задания Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба Минобороны России. Сейчас оба самолета находятся на месте базирования – аэродроме Казанского авиазавода. Можно предположить, что в Сирии машины Ту-214Р проходили испытания в условиях реальных боевых действий.
В настоящее время многие отечественные и иностранные сайты по военной и авиационной тематике поместили информацию и фотографии секретного самолета-разведчика Ту-214Р. Благодаря этой информации стало известно, что самолет Ту-214Р разработан в ОАО «Туполев» на базе гражданского самолета Ту-214 в 2000-х годах. Контракт на изготовление макета и двух самолетов Ту-214Р в рамках выполнения ОКР «Фракция-4» был подписан ОАО «Туполев» и Минобороны России в ноябре 2002 г. Согласно контракту, самолеты после проведения испытаний и доработок должны были быть переданы ВВС России до конца 2008 г. Первый самолет Ту-214Р совершил первый полет в декабре 2009 г. (экипаж возглавлял заслуженный летчик-испытатель России Александр Журавлев). Второй самолет Ту-214Р совершил первый полет в 2014 г. Обе машины проходили испытания на Летно-испытательной и доводочной базе ПАО «Туполев» в Жуковском.
Как было сообщено в российских СМИ, значительный срыв сроков поставки самолетов Ту-214Р явился причиной судебного разбирательства между Минобороны России и Казанским авиационным производственным объединением (КАПО) им. С.П.Горбунова. В январе 2012 г. московская в/ч 45807 обратилась в арбитражный суд с иском к производителю самолетов Ту-214Р КАПО им. С.П.Горбунова с требованиями об уплаты пени размером 1,24 млрд руб за срыв сроков оборонного заказа на строительство двух самолетов спецназначения Ту-214Р. Чем закончилось судебное разбирательство – не известно.
Согласно информации, размещенной в Интернете, салон самолёта Ту-214Р имеет три отсека: отсек операторов, бытовой отсек и отсек бортового радиолокационного комплекса (БРК). В состав БРК входят многочастотный радиотехнический комплекс МРК-411, имеющий несколько антенн, расположенных по бокам фюзеляжа, а также специальная оптико-электронная система высокого разрешения (ОЭСВР) «Фракция», расположенная в обтекателе в нижней части фюзеляжа. Система обеспечивает получение изображений участков земной поверхности в двух спектральных диапазонах (видимом и инфракрасном) и может применяться для наблюдения за объектами в масштабе реального времени. Головной исполнитель спецоборудования новой машины – ОАО «Концерн радиостроения «Вега».
В начале мая нынешнего года благодаря информации, размещенной на сайте госзакупок, стало известно о «проведении Федеральной службой безопасности (ФСБ) России закупки в 2016 г. у единственного поставщика двух легких двухдвигательных самолетов DA42M-NG разработки австрийской компании «Даймонд Эйркрафт» (Diamond Aircraft) со спецоборудованием оборудованием для использования в разведывательном варианте с целью обеспечения государственных нужд».
Заказчиком выступает в/ч № 55056 (согласно публикациям в СМИ, это Управление материально-технического обеспечения ФСБ России). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 758,3 млн руб. Поставка должна быть произведена до 25 ноября 2017 г.
Следует сказать, что в России есть единственный авиазавод, который по лицензии собирает из машинокомплектов самолеты, разработанные австрийской компании «Даймонд Эйркрафт». Это легкие многоцелевые машины DA40 (однодвигательная) и DA42 (двухдвигательная). Это АО «Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).
Необходимо сказать, что на авиасалоне МАКС-2015 группа компаний «Радиотехнические и информационные системы (РТИ)» продемонстрировала две летающие лаборатории на базе усовершенствованных самолетов DA42М-NG, собранных на УЗГА. Были представлены машины, оснащенные комплексной системой мониторинга. Несколько таких машин аналогичного назначения имеется у Государственной пограничной службы Украины.
На снимке: самолет Ту-214Р
Фото с сайта militaryparitet.ru
Юрий Пономарев