Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
14 апреля 2016 г. форум отечественных производителей авиатехники начался с проведения шести «круглых столов»
Мероприятия в рамках 3-го съезда прошли на четырех различных площадках города: в Доме ученых ЦАГИ, в конференц-зале администрации города, ЛИИ им. М.М.Громова, НИИП им. В.В.Тихомирова.
Докладом «Развитие авиационной науки и технологий до 2030 г. и на дальнейшую перспективу», с которым выступил генеральный директор ЦАГИ Сергей Чернышев, открылся «круглый стол» «Стратегия авиапрома-2030: единство целей и действий для государства, промышленности и науки». Мероприятие проходило в конференц-зале НИИП им. В.В.Тихомирова.
Перед аудиторией с докладом «Анализ выполнения «Стратегии развития авиационной промышленности России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.» выступил генеральный директор АО «Межведомственный аналитический центр» Сергей Колпаков.
Сергей Колпаков, который написал доклад в соавторстве с А.Сухаревым, озвучил такие цифры. Ежегодный рост продаж изделий и услуг отечественной авиапромышленности составил за прошедшее десятилетие в среднем 18%. В 2015 г. объем реализованной продукции и услуг достиг суммы приблизительно 51,2 млрд руб (для сравнения: в 2006 г. – 16,5 млрд руб). Более интенсивно и стабильно развивалась вертолетостроение, чем самолетостроение. Рост продаж военных вертолетов опередил рост продаж военных самолетов. Соотношение выпуска авиатехники военного и гражданского назначения к 2015 г. составило 87% и 13% соответственно. Для сравнения С.Колпаков озвучил такую статистику: в 2014 г. объем проданной авиатехники на мировом рынке в денежном выражении составил 206 млрд $. На долю авиатехники гражданского назначения пришлось 74% от этой суммы (146 млрд $), а военной – 26% (около 60 млрд $).
Об основных положениях доклада «Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 г.» рассказал сотрудник консалтинговой компании «Стратеджи Партерс Групп» Артем Малков. Следует сказать, что «Стратегия…» подготовлена по заказу Минпромторговли России.
Артем Малков постоянно сравнивал отечественную авиапромышленность с аналогичной отраслью в США и Европейском союзе (ЕС). По мнению авторов «Стратегии…», российской авиапромышленности необходимо многое перенять в организации разработок, производства, продаж и в сервисном сопровождении авиатехники, если Россия собирается на равных конкурировать на мировом рынке с ведущими зарубежными компаниями-производителями авиационной техники.
В частности А.Малков сказал, в 2014 г. мировой рынок авиатехники и услуг составил около 500 млрд $. Доля России составила в сегменте гражданской авиатехники 1% и в сегменте военной авиатехники – 3%. Необходимо учитывать, что сейчас в России внутренний рынок крайне мал (в 10 раз меньше чем в США и 8,5 раз меньше чем в Китае). В США в авиапромышленности занято 409 тыс человек, в Китае – 366 тыс человек, в России – 320 тыс человек. Объемы по выручки на одного работающего в США за год (в 2014 г.) составляет около 400 тыс $. По России аналогичный показатель – 65 тыс $, в КНР – 82 тыс $.
В прениях по докладам выступили генеральный директор ОАО «Авиапром» Виктор Кузнецов, научный руководитель ГосНИИАС, академик Евгений Федосов и др.
На 15 апреля на Съезде запланировано проведение пленарного заседания.
Юрий Пономарев