Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В России ведутся летные конструкторские испытания гиперзвуковой крылатой ракеты морского базирования «Циркон»
Информация о начале летных испытаний в России межвидового ракетного комплекса с гиперзвуковой ракетой была озвучена на зарубежных сайтах еще в феврале нынешнего года. Видимо, в Кремле и на Фрунзенской набережной решили, что пора «супостату» преподнести новый сюрприз, и дали отмашку для утечки в СМИ информации о начале летных конструкторских испытаний гиперзвуковой крылатой ракеты (КР) «Циркон» (3М22), которая является морским вариантом межвидового ракетного комплекса с гиперзвуковой ракетой. По имеющейся открытой информации, головным предприятием по созданию ракетного комплекса «Циркон» (3К22) является НПО машиностроения, расположенное в подмосковном Реутове. В работах по проекту «Циркон» также принимали участие специалисты ЦАГИ и предприятий, входящих в состав АО «Тактическое ракетное вооружение».
По информации зарубежных специализированных изданий, ракета «Циркон» является гиперзвуковым вариантом российско-индийской КР «Брахмос-2» (BrahMos-2), которая в свою очередь создана на базе ракеты П-800 «Оникс» (экспортное наименование «Яхонт»). Максимальная скорость полета КР «Оникс» – М=2,6. Впервые модель гиперзвуковой КР «Брахмос-2» была продемонстрирована на выставке «АэроИндия–2013» в индийском Бангалоре.
Сейчас ведутся испытания опытных образцов гиперзвуковой ракеты «Циркон» с наземного стартового комплекса. По словам неназванного «высокопоставленного источника», скорость полета ракеты должна составить порядка 5-6 М (число Маха обозначает скорость звука), т.е. около 6000 – 7000 км/ч.
Первые сведения о начале разработки комплекса «Циркон» появились в отечественных и зарубежных СМИ на рубеже 2010 – 2011 гг. Полноценные летные конструкторские испытания «Циркона» первоначально намечали начать в 2014 г., затем перенесли на 2015 г. Однако в 2015 г. вновь пришлось вносить коррективы и передвигать «вправо» летные испытания перспективной гиперзвуковой ракеты. Завершить разработку нового ракетного комплекса намечается до 2020 г. Планируется, что КР «Циркон» установят на атомные подводные лодки пятого поколения «Хаски» и после проведения ремонта и модернизации на атомном крейсере «Петр Великий».
Следует сказать, что создание гиперзвуковой ракеты является весьма сложной технической задачей, т.к. при полете в атмосфере со скоростью, в шесть раз превышающей скорость звука, летательный аппарат (ЛА) обтекается воздухом с температурой около 1380 градусов по Цельсию, а в камере сгорания двигателя ЛА температура газа достигает значений 2230-2530 градусов по Цельсию. Современные конструкционные материалы, которые могут применяться для таких ЛА и двигателей, обеспечивают работоспособность конструкции при температурах не более 1100-1300 градусов по Цельсию. Поэтому как весь ЛА, а также и двигатель необходимо охлаждать.
Юрий Пономарев
Фото сайта navyrecognition.com
На снимке: модель КР «Брахмос-2» на выставке «АэроИндия–2013»