Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Программный документ отечественной ракетно-космической промышленности на протяжении длительного времени находится в прямой зависимости от нефтегазовых доходов
В столице с 26 по 29 января прошли XL Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П.Королева и других выдающихся отечественных ученых-пионеров освоения космического пространства (Королевские чтения).
Во время пленарного заседания Чтений с докладом «О современном состоянии, реформировании и перспективах развития отечественной ракетно-космической промышленности» выступил генеральный директор государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Игорь Комаров, назначенный на эту должность в июле 2015 г. Новая структура стала правопреемницей Федерального космического агентства, которое, в свою очередь было образовано в 2004 г. на базе Российского космического агентства.
Согласно Федеральному закону № 215 –Ф3 «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», на Корпорацию возложены задачи по исследованию, освоению и использованию космического пространства. Госкорпорация получила полномочия на осуществление государственного управления в сфере космической деятельности.
При выступлении Игоря Анатольевича создавалось впечатление, что докладчик хотел, как можно быстрее его завершить, так ему, образно говоря, доклад перед специалистами отрасли был не по душе.
В частности, Игорь Комаров сообщил, какое место в мире сейчас занимает отечественная ракетно-космическая промышленности (РКП) и что необходимо предпринять, чтобы вывести ее на передовые позиции в мире.
«Доля России на мировом космическом рынке незначительна», – заявил Игорь Комаров. Согласно представленным докладчиком слайдам, в которых оценивалась доля России на мировом космическом рынке в 2014 г., отечественной РКП в области мобильной спутниковой связи принадлежал 1% мирового рынка, в области фиксированной спутниковой связи – 1,2%, дистанционного зондирования Земли – 1%, на рынке ракетно-космической техники (средств выведения) – 11%.
По заявлению генерального директора Игоря Комарова, около 55% продукции РКП составляет разработка и производство ракетно-космической техники. На долю военного сектора РКП (разработка и производство военной ракетной техники) приходится 35% продукции отрасли. Оставшиеся 10% – это выпуск продукции для нефте- и газодобывающей промышленности, а также выпуск авиационной, противопожарной и медицинской техники.
В качестве основных направлений развития отрасли Игорь Анатольевич назвал, в частности, «оперативное повышение качества и надежности продукции» и коммерциализацию космической деятельности. «Необходимо повышать эффективность технического перевооружения и реконструкции предприятий, создавать условия для привлечения инвестиций на предприятия», – сказал Игорь Комаров. «Также приоритетами являются оптимизация состава земельно-имущественного комплекса РКП, решение проблем дублирования и избыточности», – добавил генеральный директор госкорпорации «Роскосмос».
Основными проблемами отрасли, названные в докладе И.Комаровым, являются низкая производительность труда, изношенность оборудования, существенное отставание в применении современных методов разработки и современных методов управления.
«Сейчас скорректированная Федеральная космическая программа (ФКП) России, рассчитанная на период с 2016 г до 2025 г., находится на последнем этапе согласования перед утверждением правительством», – сообщил Игорь Анатольевич. Он констатировал факт, что у России недостает финансовых возможностей для реализации передовых космических проектов. Проект ФКП России до2025 гг. предусматривает бюджетные ассигнования в размере 2 трлн 4 млрд 552 млн руб. Однако это во все не означает, что ФКП не будет секвестирована в дальнейшем в зависимости от состояния госбюджета. Как следствие, осуществление перспективных космических программ находится в прямой зависимости от цены одного барреля нефти и кубометра газа на мировом рынке, чем закладывается дальнейшее отставание в космической сфере.
От чего пробовали уйти в начале 2000-х годов, к тому и возвратились во втором десятилетии XXI века.
Досье сайта
Одной из статей ФКП до 2025 г., которая подверглась сокращения, стала Лунная программа. В исходном варианте ФКП планировалось осуществить пилотируемый полет на Луну к 2030 г., что означало необходимость создания в рамках ФКП ракетоносителя сверхтяжелого класса. Сокращенный вариант предусматривает перенос пилотируемого полета на неопределенный период (после 2035 г). Исследования Луны с помощью автоматических межпланетных станций (АМС) оставили в откорректированной ФКП. Однако пока не известно будут ли сдвинуты «вправо» сроки реализации проектов «Луна-Глоб» (АМС «Луна-25»), «Луна-Ресурс» (АМС «Луна-26») и «Луна-Ресурс ПА» (АМС «Луна-27»). Есть информация, что,согласно новым планам, первая «постсоветская» лунная АМС «Луна-25» полетит к нашей ближайшей «соседке» в конце 2018 г. – в начале 2019 г.
Юрий Пономарев
Фото Роскосмоса
На снимке: руководитель госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров