Итоги работы гражданской авиации России в 2015 г.

В Росавиации подвели итоги работы авиатранспортной отрасли в 2015 г.: в течение года перевезено 92,07 млн пассажиров и 1,064 млн тонн грузов

Проблемы в экономике страны впервые за многие годы привели  к уменьшению объемов пассажирских перевозок российскими авиакомпаниями в прошлом году на 1,2% по сравнению с предыдущим годом. Согласно статистическим данным, в месячном выражении наибольший спад наблидался в декабре прошедшего года, когда он составил 11,9% по сравнению с декабрем 2014 г.

Существенно сократились (на 15,8%) международные перевозки в результате падения платежеспособности населения, закрытия прямого сообщения с Египтом и Украиной, запрета на чартеры в Турцию. Вместе с тем  вырос на 13,6%, до 52,56 млн пассажиров объем внутренних перевозок за год. Однако перевозки пассажиров на внутренних линиях как были убыточными, так и остались.

Пассажирские авиаперевозки между Россией и странами за пределами СНГ сократились на 18,6% –  до 32,3 млн пасс., в то время как между Россией и странами СНГ – на 0,6% (до 7,2 млн пассажиров).

Из первой пятерки отечественных авиакомпаний роста объемов пассажирских перевозок удалось достичь только «Аэрофлоту» на 10,6% (до 26,1 млн пасс.), S7 («Сибирь») на 3,4% (до 8,2 млн пасс.) и авиакомпании «Уральские авиалинии» на 5,5% (до 5,4 млн пасс.). Стоит напомнить, что одна из крупнейших отечественных авиакомпаний «Трансаэро» прекратила полеты в конце октября 2015 г.

Еще год назад при подведении итогов 2014 г. первая пятерка авиакомпаний по объемам авиаперевозок выглядела так: на первом месте «Аэрофлот», за ним «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь» и замыкала список «Россия». Удельный вес первой пятерки при перевозке пассажиров составлял около 63%.

Необходимо сказать, что по-прежнему более 80% пассажиров перевозят 15 отечественных авиакомпаний в основном на американских «Боингах» и западноевропейских «Аэробусах».

Также стоит отметить рост объемов грузовых авиаперевозок в 2015 г. По итогам 2015 г. российские авиакомпании перевезли на 2,7% грузов и почты больше (1,064 млн т), чем в 2014 г. (1,036 млн т).

Сложное экономическое положение отрасли отчасти сделало работу авиакомпаний по авиапарку эффективней, так как появились избыточные провозные мощности и лизинг воздушных судов стал дороже, потому что за него приходиться платить в долларах. В 2015 г. поставки самолетов в парк российских авиакомпаний сократились вдвое из-за снижения спроса на авиаперевозки.

По данным ГосНИИ гражданской авиации, в период 2008-2014 гг. в в среднем в авиапарки отечественных авиакомпаний ежегодно поставлялось 123 самолетов, а в прошлом году было поставлено 59 воздушных судов.

Сложное финансовое положение в авиатранспортной отрасли связано еще и с тем, что на протяжении прошедших пяти лет рост перевозок не сопровождался повышением тарифов. Доходная ставка на пассажиро-километр оставалась приблизительно на прежнем уровне, а учетом инфляции сократилась почти на 40%.

В итоге суммарный убыток в авиатранспортной отрасли с 2010 по 2014 гг. превысил 30 млрд руб. В 2015 г. положение еще более усугубилось. Слабо помогла помощь государства в виде гарантий по кредитам. Госгарантии по кредитам на сумму в 9 млн руб., выданные правительством России авиакомпании «Трансаэро» весной 2015 г., не помогли, только оттянули агонию.

Можно сделать осторожный прогноз. В 2016 г. отечественным авиакомпаниям прогнозируют сокращение рынка приблизительно на 15%. Можно предположить с большой долей уверенности, что дальнейшее сжатие рынка приведет к банкротству некоторых российских авиакомпаний.

Юрий Пономарев