Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В правительстве предлагают не выделять денег из госбюджета на создание новых модификаций «Суперджета-100» и разработку перспективного скоростного вертолета в 2016 г.
В нынешнем году госбюджетные ассигнования решено снизить на 1,8 млрд руб до 52,9 млрд руб. Год назад намечалось, что финансирование в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» составит в 2016 г. 55,9 млрд руб из средств федерального бюджета и 49,5 млрд руб пойдет через внебюджетное финансирование. Итого 105,4 млрд руб. Теперь, надо полагать, что и суммы внебюджетного финансирования будут сокращены. Однако пока эти данные не афишируются. Стоит напомнить, что в 2016 г. начался второй этап реализации госпрограммы, который завершиться в 2020 г.
Неделю назад Министерство промышленности и торговли представило проект постановления правительства России «О внесении изменений в Государственную программу Российской Федерации «Развитие авиапромышленности на 2013-2025 годы», в котором указано, на какие программы увеличивается и на какие уменьшается государственное финансирование, а также назвало программы, по которым приостанавливается бюджетное финансирование в 2016 г.
В частности, увеличено финансирование подпрограммы «Самолетостроение» на 7,1 млрд руб до 26,25 млрд руб. Проектом предусмотрено, что расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по проекту авиалайнера МС-21 вырастут на 7,7 млрд руб до 12,7 млрд руб. На проведение НИОКР в рамках программы по региональному самолету Ил-114 выделяется 1,25 млрд руб, не запланированных ранее.
Принято решение не выделять в нынешнем году средств на проведение НИОКР по расширению семейства региональных самолетов семейства «Сухой Суперджет-100 (RRJ-100)». Ранее планировалось направить на эти цели 4,4 млрд руб.
Следует сказать, что компания «Гражданские самолеты Сухого» запланировала создать в 2018 г. новую модификацию «Суперджета» – машину с удлиненным фюзеляжем SSJ-100SV (Stretched Version). Ранее этот проект назывался SSJ-100NG (New Generation). Сейчас в него внесен ряд изменений. В 2013 г. проект по разработке SSJ-100NG был заморожен. На декабрь 2015 г. велось эскизное проектирование машины SSJ-100SV, т.е. программа проходила так называемые «третьи ворота».
Правительство решило поддержать финансами российско-китайский проект по разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета. На этот проект выделяется 1,25 млрд руб.
Подпрограмма «Вертолетостроение» сократилась на 879,8 млн руб. до 4,2 млрд руб. В частности, в 2016 г. из госбюджета не будут выделяться средства на научные работы по проекту перспективного скоростного вертолета (ПСВ). Ранее собирались выделить 3,4 млрд руб. Сейчас принято решение, что в нынешнем году программу по ПСВ профинансируют из средств холдинга «Вертолеты России». Примерно 1 млрд руб ассигнуется на проект по разработке среднего коммерческого вертолета.
Будет направлен 1 млрд руб. на выполнение НИОКР по вертолету Ка-62. Необходимо доработать систему управления общевертолетным оборудованием и главный редуктор для завершения сертификации и скорейшего вывода на рынок вертолета Ка-62.
Подпрограмма «Авиационное двигателестроение» увеличена на 1,3 млрд руб. до 8,2 млрд руб. На НИОКР по двигателю ПД-14 объем бюджетных ассигнований увеличен на 2,8 млрд руб до 4,6 млрд руб в связи с необходимостью ускорения завершения работ по перспективному мотору.
Однако объем бюджетных ассигнований на выполнение НИОКР по разработке семейства двигателей для среднего и скоростного вертолетов уменьшен на 1,4 млрд руб до 356 млн руб.
Подпрограмма «Комплексное развитие отрасли" сокращена на 3,7 млрд руб. до 1,3 млрд руб. Подпрограмма «Авиационная наука и технологии» сокращена на 2,9 млрд руб. до 9,8 млрд руб.
По подпрограмме «Авиационные агрегаты и приборы» объем бюджетных ассигнований составил 3,1 млрд руб, что на 2,7 млрд руб меньше объема бюджетных ассигнований, предложенных ранее. На выполнение НИОКР по созданию комплексов бортовой аппаратуры на основе интегрированной модульной авионики, необходимых для формирования компетенций объем бюджетных ассигнований уменьшен на 1 млрд руб до суммы в 1,5 млрд руб.
Минпромторговли России также решило сэкономить на субсидиях научным организациям и на создании авиасервисных центров.
Игорь Лот
Фото ПАО «Вертолеты России»
На снимке:е летающая лаборатория по программе создания перспективного скоростного вертолета (ПСВ)