Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Руководство холдинга «Вертолеты России» приняло решение стабилизировать ежегодный выпуск винтокрылых машин на уровне 230-280 машин
Новая стратегия при планировании серийного производства
Несколько лет назад руководство холдинга «Вертолеты России» заявило, что в планах холдинга планируется ежегодно увеличивать производство винтокрылых машин приблизительно на 10% на заводах, входящих в состав «Вертолетов России». В частности, в 2013 г. намечалось построить и реализовать приблизительно 320 вертолетов гражданского назначения. При подведении итогов 2013 г. выяснилось, что построено 303 вертолета, а заказчикам было поставлено 275 новых винтокрылых машин. В 2014 г. «Вертолеты России» поставили заказчикам 271 машину, а произвели порядка 300. Поставка части из них была осуществлена в 2015 г. в соответствии с контрактами.
В начале декабря 2015 г. устами заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» по маркетингу и развитию бизнеса Александра Щербинина было заявлено, что холдинг пересматривает стратегию наращивания объемов производства вертолетов ежегодно на 10-15%. Новая стратегическая линия «Вертолетов России» такова: холдинг рассчитывает в ближайшие два года сохранить портфель заказов на текущем уровне, производить и продавать 230-280 машин военного и гражданского ежегодно.
В рамках гособоронзаказа в 2015 г. Минобороны России должно было получить 88 новых вертолетов. Также были осуществлены поставки для МЧС, ФСБ и МВД. Суммарно это около 100 винтокрылых машин. Для армейской авиации была запланирована поставка вертолетов Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-8АМТШ (МТВ-5-1), Ми-35М, Ми-26Т2, Ка-226, «Ансат-У» и спецмашин Ми-8МТПР-1, предназначенных для проведения разведки и подавления радиоэлектронных систем управления войсками противника. Всего должно быть поставлено 18 машин Ми-8МТПР-1.
Отечественный парк вертолетов гражданского назначения в основном пополняется за счет легких винтокрылых машин зарубежного производства. В 2015 г. отечественными гражданскими заказчиками было приобретено и ввезено в Россию около 100 вертолетов. Большая часть вертолетов гражданского назначения, построенная на отечественных заводах в 2015 г. была продана иностранным заказчикам.
Итоги работы вертолетных заводов
Казанский вертолетный завод (КВЗ), входящий в холдинг «Вертолеты России», ежегодно увеличивает выпуск продукции приблизительно на 10% . В прошедшем 2015 г. запланировали построить немногим более 100 вертолетов. КВЗ выпускает гражданские и военные версии вертолетов семейства Ми-8/17: Ми-8МТВ-1 (Ми-171-В), Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) и Ми-172, а также легкие вертолеты «Ансат» собственной разработки. С 2017 г. планирует начать серийный выпуск нового отечественного вертолета средней грузоподъемности Ми-38 с отечественным турбовальным двигателем ТВ7-117В.
Стабильно работает Улан-Удэнский авиационный завода (УУАЗ). В прошлом году предприятие вышло на уровень производства около 110 вертолетов средней грузоподъемности марки «Ми» гражданского и военного назначения. УУАЗ специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171) и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш). Значительная часть этих вертолетов изготавливается в рамках гособоронзаказа.
В 2015 г. вертолеты улан-удэнского изготовления экспортировались в различные страны мира. В частности, была поставлена последняя партия машин Ми-171Ш в Перу по контракту на 24 вертолета, заключенного в 2013 г.
Ростовский вертолетный завод «Роствертол» до конца 2017 г. должен выполнить контракт на поставку в Алжир 14 тяжелых вертолетов Ми-26Т2. Поставки идут в рамках двух оружейных контрактов на 6 и 8 машин соответственно. Кроме того в рамках первого контракта Алжир должен получить 42 ударных вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник», который производит только завод в Ростове-на-Дону. Сумма первого контракта определена в 2,7 млрд $, поставки по нему планируется завершить уже в 2016 г. (два Ми-26Т2 уже переданы алжирской стороне, еще два поступили до конца 2015 г.). Также ударные вертолеты Ми-28НЭ изготавливаются на «Роствертоле» в рамках гособоронзаказа.
В рамках контракта с Ираком на «Роствертолете» строятся боевые вертолеты Ми-35М. Суммарно Ираку должны поставить 28 машин Ми-35М. В новых транспортно-боевых вертолетах Ми-35М заинтересовано и Минобороны России, поставки для которого начались в 2011 г.
Следует сказать, что «Роствертол» строит вертолеты Ми-26 не только по заказу инозаказчиков, но и в рамках заключенного в 2010 г. контракта с Минобороны России на поставку 22 тяжелых военно-транспортных машин Ми-26. Всего на заводе «Роствертол» планировали построить в 2015 г. 8 машин семейства Ми-26 разных модификаций для российских военных, ВВС Алжира и для Китая. В 2016 г. намечалось завершить опытно-конструкторские работы по созданию модификации вертолета для российских ВВС на базе Ми-26Т2.
На Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) в Башкирии серийно строятся различные модификации вертолета Ка-32 и легкая многоцелевая машина Ка-226. Согласно официальной информации, в 2015 г. запланировали построить 6 многоцелевых вертолетов Ка-226Т и Ка-226ТГ.
В начале 2015 г. Минобороны России была передана последняя партия вертолетов Ка-226.80, предназначенных для подготовки военных летчиков. Всего в рамках контракта, заключенного в 2011 г., российским военным было передано около 40 вертолетов Ка-226 в учебном варианте – машин Ка-226.80.
Производство Ка-226 признано приоритетным направлением в КумАПП. В ближайшей перспективе завод займется постройкой вертолетов Ка-226Т и комплектующих в рамках большого контракта с Индией.
Изготовление вертолетов семейства Ка-32 менее приоритетно: в ближайшие три года запланировано строить по четыре вертолета семейства Ка-32 ежегодно.
Важным направлением в деятельности КумАПП является ремонт и модернизация вертолетов Ка-27ПЛ и Ка-27ПС авиации ВМФ России. Всего планируется модернизировать 46 машин этого типа до конца 2017 г. Также на КумАПП проходили ремонт и модернизацию вертолеты Ка-31 авиации ВМФ Индии.
Для сохранения объемов производства в КумАПП постепенно наращивают объемы модернизации вертолетной техники и готовятся к выпуску агрегатов для вертолетов Ка-52 и Ка-62. В планах руководства холдинга «Вертолеты России» – объединение КумАПП с Казанским вертолетным заводом.
Арсеньевская авиационная компания (АКК) «Прогресс» в Приморском крае в 2015 г. занималась постройкой вертолетов Ка-52 для частей Минобороны России. В апреле 2014 г. Минобороны России подписало с ААК «Прогресс» контракт на поставку 32 вертолетов Ка-52К «Катран», из которых первые 12 штук должны быть изготовлены в 2015 г. Завершить контракт намечено в 2018 г. Первоначально вертолеты Ка-52К предназначались для базирования на двух заказанных Россией десантных кораблях-доках типа «Мистраль» – «Владивосток» и «Севастополь». Затем после расторжения контракта руководством Минобороны России было принято решение, что первые десять серийных машин Ка-52К будут использоваться в качестве вертолетов берегового базирования на Камчатке.
Сейчас предприятие в Арсеньеве готовится к выполнению контракта, заключенного в конце 2015 г., на поставку 46 разведывательно-ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор» для ВВС Египта.
Лицензионная сборка вертолетов
В конце 2015 г. на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), входящем в состав госкорпорации «Ростех», в рамках лицензионного соглашения, подписанного в мае 2015 г. УЗГА и американской компанией «Белл Хеликоптер» (Bell Helicopter) был собран за пять дней способом отверточной сборки легкий однодвигательный вертолет Bell-407GXP. Американский вертолет Bell-407GXPбыл сертифицирован Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета в марте 2015 г.
Первый собранный на УЗГА легкий вертолет Bell-407GXP получил Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В.Ляпидевского (филиал Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации). Контрактом предусмотрена поставка омскому колледжу двух машин Bell-407GXP.
Следует сказать, что, несмотря на официальные заявления руководства госкорпорации «Ростех», лицензионная сборка вертолетов зарубежного производства на предприятиях, входящих в состав госкорпорации, медленно развивается в России. В частности, на совместном российско-итальянском предприятии «ХелиВерт» в подмосковном Томилине, созданном в 2008 г., построено на декабрь 2015 г. меньше полдесятка вертолетов средней грузоподъемности AW139.
Итоги
«Вертолеты России» получат по итогам 2015 г. 60 млрд руб чистой прибыли. Об этом заявил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в рамках Гайдаровского экономического форума – 2016. Ориентировочно в 2015 г. на российских предприятиях построено около 280 вертолетов военного и гражданского назначения.
Юрий Пономарев
Фото АО «КумАПП»