Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В прошедшем 2015 г. в отрасли произошел спад производства авиалайнеров почти в два раза
В позапрошлом 2014 г. в гражданском секторе самолетостроительной отрасли наблюдалось увеличение объемов производства в основном за счет выпуска 34 региональных самолетов «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100). В 2015 г. уменьшение объемов производства самолетов гражданского назначения произошло за счет значительного снижения выпуска (почти в два раза) тех же «Суперджетов-100». Снижение производства регионального авиалайнера произошло из-за проблем со сбытом SSJ-100. В прошедшем году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) построили 18 машин марки SSJ-100.
На ульяновском авиазаводе «Авиастар» были изготовлены в рамках контракта, заключенного с Минобороны России, две последних серийных машины Ил-76МД-90А установочной партии, которая изначально была определена в четыре самолета.
Постройку большего количества самолетов предприятие «Авиастар-СП» в 2015 г. не осилило. Хотя еще в середине прошлого года генеральный директор АО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев заявлял, что в конце года на авиазаводе завершат постройку двух авиалайнеров семейства Ту-204 – машины Ту-204-300 и Ту-204-300-100, которые изготавливаются по заказу Управления делами президента для специального летного отряда (СЛО) «Россия».
В 2015 г. авиапарк специального летного отряда «Россия» пополнился двумя новым самолетами Ту-214СР, построенными на Казанском авиазаводе им. С.П.Горбунова по заказу Управления делами президента (УДП) России в рамках контракта на поставку трех машин такого назначения. В правительственном авиаотряде имеется три самолета Ту-214СР (самолет-ретранслятор). Всего стало четыре машины Ту-214СР.
В 2015 г. на Воронежском авиазаводе (ВАСО) построили и передали Минобороны два самолета Ан-148 и одну такую машину – авиации ФСБ России. Планировали передать заказчикам шесть Ан-148 в течение прошлого, но не получилось. Сейчас решено что воронежцы наверстают отставание по графику в 2016 г. Также в 2015 г. был построен по заказу УДП России авиалайнер Ил-96-300 ПУ(М1). Машина Ил-96-300ПУ(М1) является специальным вариантом Ил-96-300, разработанным для перевозки президента России.
Суммируя выпуск транспортных машин и самолетов различного назначения и класса по заказу Управления делами президента, Минобороны, ФСБ, ФПС и других силовых структур, созданных на базе машин семейств Ил-96, Ту-204/214, Ан-148 и др., можно сказать, что в 2015 г. построено 24 самолета.
Многолетняя тенденция такова, что мелкосерийное производство авиалайнеров семейств самолетов Ту-204/214 и Ил-96 держится только на госзаказе.
Весной 2014 г. президент ОАК Юрий Слюсарь, выступая на Втором съезде авиапроизводителей России, заявил, что на авиазаводах, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)», в 2015 г. планирует произвести 171 самолет военного и гражданского назначения.
В условиях экономического кризиса перспективные планы ОАК по ежегодному наращиванию выпуска самолетов гражданского назначения потерпели крах.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ВАСО
На снимке: стапель Воронежского авиазавода