Производство боевых самолетов на отечественных авиазаводах в течение 2015 г.

Итоги работы авиазаводов России в прошедшем году: на предприятиях построено около 140 боевых самолетов

В канун нового 2016 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что в России в 2015 г. зафиксирован рост производства воздушных судов на 13%. Министр также сообщил, что «в целом по ОПК достаточно динамично развивается ситуация за счет гособоронзаказа и роста военно-технического сотрудничества с зарубежными странами».

Согласно утвержденной в конце 2014 г. Советом директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) долгосрочной стратегии развития корпорации, в 2015 г. ОАК должна выпустить 190 самолетов военного и гражданского назначения.

В информационных сообщениях, подготовленных пресс-службами компаний, входящих в состав ОАК, на первом месте стоят сообщения о планах по наращиванию выпуска боевых машин, что удачно сочетается с призывами и мероприятиями по укреплению военной мощи страны в условиях обострения внешнеполитической обстановки.

Следует сказать, что традиционно в обзорах нашего сайта по выпуску военных самолетов за прошедший год оценивается производство истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков и учебно-боевых машин. Выпуск транспортных машин и самолетов различного назначения и класса, созданных на базе машин семейств Ил-96, Ту-204/214, Ан-148 и др.,  по заказу Управления делами президента, Минобороны, ФСБ, ФПС и других силовых структур рассматривается при подведении итогов работы гражданского сектора самолетостроения.

Больше всего в 2015 г. было выпущено тяжелых истребителей марки «Су»

На Новосибирском авиазаводе им. В.П.Чкалова в рамках гособоронзаказа  построено 18 фронтовых бомбардировщиков Су-34. На Иркутском авиазаводе корпорации «Иркут» изготовлено и передано российским военным около 30 машин Су-30СМ. На авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнаААЗ) по заказу Минобороны России  изготовлено 14 машин Су-35С и пять самолетов Су-30М2.

Также на Иркутском авиазаводе (ИАЗ) построено для Минобороны России и иностранных заказчиков около 30 учебно-боевых самолетов (УБС) марки Як-130. Всего на ИАЗ в прошедшем году изготовлено более 60 самолетов с учетом машино-комплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки в Индии. Подобных объемов серийного производства пока не достиг ни один отечественный авиазавод.

На втором месте по количеству выпущенных боевых машин – истребители марки «МиГ»

В 2015 г. РСК «МиГ» запланировала построить для Минобороны России и иностранных заказчиков 32 самолета различных модификаций семейства МиГ-29. В частности, в прошедшем году была завершена поставка большой партии (24 машин)  палубных истребителей МиГ-29К/КУБ для Морской авиации России. В 2015 г. были изготовлены последние 10 истребителей МиГ-29К из этой партии.

В 2015 г. АО «РСК «МиГ» приступило к поставкам российским военным новой партии многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ. Согласно планам, в 2015 г. намечали изготовить и поставить Минобороны России 10 самолетов марки МиГ-29СМТ.

В рамках зарубежных контрактов были построены боевые самолеты марок «Су», «МиГ» и «Як»

В 2015 г. компания «Сухой» поставила небольшую партию новых истребителей Су-30СМ в Республику Казахстан. Также небольшая партия учебно-боевых самолетов Як-130 отправилась в Республику Беларусь. До конца 2015 г. ВВС Бангладеш должны были получить 14 УБС Як-130.

Шесть истребителей палубного базирования МиГ-29К отправились в Индию.

В прошедшем году были произведены поставки истребителей Су-30МК2 во Вьетнам. На КнаААЗ в 2015 г. изготовили для ВВС Вьетнама 8 машин марки Су-30МК2. Самолеты Су-30МК2 поставлялись в рамках контракта, подписанного в 2013 г. и предусматривающего передачу вьетнамскому заказчику 12 самолетов данного типа.

Подведение итогов

Таким образом, в 2015 г. военный сектор отечественной авиапромышленности, показывающий из года в год стабильный рост, дал такие результаты: всего построено около 140 боевых самолетов, из них – около 40 боевых машин для экспорта. Для сравнения: суммарно в 2014 г. на отечественных авиазаводах было построено около 100 боевых самолетов, из них 88 боевых машин для ВКС России и 10 военных машин для экспорта.

Юрий Пономарев

Фото компании «Сухой»