Российская авиапромышленность: наиболее знаковые события 2015 г.

Обзор событий со знаком «плюс» и «минус» в авиационной отрасли в уходящем году.

Двигателестроение

Наиболее знаменательные события знаком «плюс» произошли в области авиационного двигателестроения. Первое – это начало летных испытаний нового отечественного двигателя ПД-14 на летающей лаборатории ЛИИ им. М.М.Громова – машине Ил-76ЛЛ, которые начались 30 октября.

ПД-14 – один из наиболее важных проектов (вместе с разрабатываемым двигателем – «изделие 30» – для истребителя пятого поколения) за последние 30 лет в отечественном авиадвигателестроении. Оба двигателя относят к авиационным моторам пятого поколения.

Двигатель ПД-14 тягой 14 тс – первый двигатель семейства отечественных турбовентиляторных двигателей с тягой от 9 тс до 18 тс. Головной разработчик – ОАО «Авиадвигатель», головной изготовитель – ОАО «Пермский моторный завод», которые входят в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Различные модификации двигателя ПД-14 предназначены для установки на создаваемом семействе перспективных самолетов марки МС-21 (МС-21/200/300/400).

Второе важное событие произошло в конце августа, когда ОДК получила сертификат типа Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) на новый отечественный турбовальный двигатель (ТВД) ТВ7-117В, разработанный конструкторами АО «Климов». Сертификат типа выдан в соответствии с новыми требованиями авиационных правил (АП-33.). ТВД ТВ7-117В предназначен для установки на отечественных вертолетах нового поколения, в первую очередь на вертолетах семейства Ми-38 в составе двухдвигательной силовой установки.

Создание двигателя ТВ7-117В четвертого поколения (его мощность составляет 2500-2800 л.с.) является одной из приоритетных программ ПАО «ОДК». Двигатель ТВ7-117В создан на базе сертифицированного самолетного турбовинтового двигателя ТВ7-117(СМ).

В декабре компания «ТАВ» (входит в Группу «Кронштадт») завершила сертификацию интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования ИКБО-38, получив сертификаты АР МАК. Этот комплекс установлен на новом отечественном вертолете средней грузоподъемности Ми-38.

Необходимо сказать, что сертификация Ми-38 «зависла». Сертификация Ми-38 в грузовом варианте, изначально намечавшаяся на декабрь нынешнего года, переносится на 2016 г. из-за передачи функций АР МАК российским федеральным органам исполнительной власти, в частности Росавиации. Что касается выдачи сертификата на ИБКО-38, то это событие стало одним из последних документов АР МАК. В декабре один из опытных образцов машины Ми-38 находился в Крыму, где продолжал проходить сертификационные испытания.

Самолетостроение

Одним из важных событий года стало начало летных испытаний в июне прототипа легкого многоцелевого самолета, созданного  на базе машины Ан-2 в Сибирском НИИ авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина.

По утверждению разработчиков машины, в конструкции усовершенствованного Ан-2  реализованы передовые технологии современного авиастроения. Панели, лонжероны и нервюры крыла бипланной схемы изготовлены из композиционного материала – углепластика.

В ближайшей перспективе разработчики усовершенствованной машины планируют завершить изготовление фюзеляжа из полимерных композиционных материалов (ПКМ). На самолете планируется поставить австрийский дизельный двигатель, который российская сторона намерена изготавливать по лицензии.

Еще одно важное событие со знаком «плюс» произошло в июле, когда на принадлежащем российской компании УГМК авиазаводе в чешском городе Куновице начались летные испытания усовершенствованного варианта самолета L-410 (Л-410) – машины L-410NG.

Разработчики усовершенствованного самолета L-410NG утверждают, что модернизированный L-410, создание которого началось в 2010 г., будет превосходить своего предшественника самолет L-410UVP-E20 по многим показателям: машина будет менее шумной и более комфортной, а также станет потреблять меньше топлива и др. Основные показатели новой модели L-410NG: максимальная загрузка увеличилась с 1,8 т до 2,2 т, максимальная дальность полета – с 1520 до 2500 км, а максимальная продолжительность полета – с 5,1 до 10 ч.

В новой модели используется значительное количество элементов конструкции из композиционных материалов (КМ). В частности, из КМ изготовлены двери, мотогондолы турбовинтовых двигателей GE H85-200, которые установлены на усовершенствованном самолете.

Летом 2008 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) из Екатеринбурга приобрела у чешского холдинга РАМТО INT. 51% акций крупнейшего чешского производителя авиационной техники ОАO «Эйркрафт Индастриз», созданного на базе авиазавода «LET» в Куновице. В августе 2013 г. УГКМ стала 100% владельцем компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)». Авиазавод в чешском городе Куновице поставил в Россию 35 самолетов марки Л-410 за последние четыре года.

Серийное производство самолетов для гражданской авиации

Главное событие со знаком «минус». Новое руководство ОАК приняло решение значительно сократить (в два раза) объемы производства регионального авиалайнера «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) по причине затоваривания.

В сентябре руководством Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) афишировало новый бизнес-плана по серийному производству и продажам авиалайнера «Сухой Суперджет-100». Вместо намеченных весной нынешнего года 34 машин на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре планируется изготовить в 2015 г. 17 самолетов SSJ-100.

4 декабря 2015 г. руководство ОАO «Эйркрафт Индастриз» (Чехия) объявило о приостановке основного авиационного производства, занимающегося постройкой турбовинтовых самолетов серии L-410, и об отправке с 8 декабря почти всех сотрудников (около 1 тыс человек) в принудительный отпуск с сохранением 60% заработной платы. Предполагается, что для различных категорий сотрудников завода этот отпуск продлится от одной недели до конца января 2016 г.

Приостановка работы пока не касается подразделений завода, занимающихся субподрядными работами, а также занимающихся с завершающей сборкой машин, КБ предприятия. Не ушел в отпуск и персонал, занимающийся разработкой и летными испытаниями модернизированного модели – самолета L-410 NG.

Проблемы авиазавода в Куновице связаны с сокращением продаж в 2015 г. выпускаемых заводом самолетов L-410UVP-E20 из-за экономического кризиса в России, которая является главном рынком сбыта машин серии L-410, предназначенных для эксплуатации на местных воздушных линиях. После введения Европейским Союзом санкций против России компания «Эйркрафт Индастриз» потеряла заказчика в лице Минобороны России. С 2011 г. российские военные приобрели около дюжины самолетов марки L-410UVP-E20.

В 2013 г. на авиазаводе в Куновице построили 14 самолетов L-410. В 2014 г. изготовили  и поставили 16 самолетов L-410, а в 2015 г. было запланировано собрать 20 машин. По итогам 2015 г. авиазавод поставит заказчикам только восемь самолетов серии L-410. Базовая цена модели L-410UVP-E20 составляет 5,5 млн $. Сейчас руководство чешского авиазавода ищет новых заказчиков на построенные машины марки L-410.

Юрий Пономарев

Фото автора

На снимке: двигатель ПД-14