Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Компании РСК «МиГ» и «Камов», а также СибНИА официально объявили в 2015 г. о новых разработках летательных аппаратов военного и гражданского назначения
Перспективный легкий истребитель пятого поколения
В государственной программе вооружений России (ГПВ-2020) предусматривалась разработка взлетной массой около 15 т, но средства на проект не были выделены. Руководство Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» решило в инициативном порядке провести научно-исследовательские работы (НИР) по проекту создания перспективного легкого истребителя (ПЛИ) пятого поколения.
Подробности проекта перспективной машины не разглашаются. По словам разработчиков, основная сложность проводимых НИР заключается в отсутствии современного авиадвигателя необходимой тяги для ПЛИ и в большой стоимости работ по постройке опытных экземпляров самолета, которую нынешний военный бюджет страны потянуть пока не может.
Также необходимо учесть, что сейчас Россия расходует значительные суммы на проведение военной операции в Сирии. Согласно расследованию, проведенном РБК, операция в Сирии обходится России минимум в 2,5 млн $ каждый день. На инвестиционном форуме «Сочи-2015», проходившем в октябре, бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил, что российская операция в Сирии не является дорогостоящей. «Наверное, выходит даже дешевле, чем все связанное с восточной Украиной», – добавил Алексей Леонидович.
Перспективный вертолет морской авиации «Минога»
Чем завершатся работы в РСК «МиГ» по созданию ПЛИ по трудно предположить. С проектом вертолета «Минога» (изделие 450) больше ясности, так как винтокрылая машина создается КБ компании «Камов» по заказу Минобороны России.
Перспективный вертолет морской авиации разрабатывается на смену многоцелевому вертолету Ка-27. В настоящее время проект находится на стадии технического проектирования, прорабатывается общая компоновка новой машины, ее узлы и механизмы. Никакой подробной информации об основных характеристиках перспективного вертолета нет. Известно, что на вертолете по проекту «Минога» будет использоваться главный Размеры вертолета «Минога» и его максимальная взлетная масса будут меньше, чем у машины Ка-27 (12 т), На перспективной машине будут установлены два турбовальных двигателя ТВ7-117В, которые сейчас проходят сертификационные испытания.
Командующий Морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин заявил в нынешнем году, что «фирма «Камов» к 2020 году создаст для российской морской авиации принципиально новый вертолет. Его размеры будут привязаны к корабельным стандартам, а сама машина получит модули для установки вооружения».
В настоящее время в Морскую авиацию ВМФ России поступает с авиаремонтных заводов новейшая модификация вертолета Ка-27 – машина Ка-27М (изделие 520).
Модернизированный корабельный противолодочный вертолет Ка-27М оснащен новым поисково-прицельным комплексом «Касатка-В», разработанным компанией «Радар ммс», бортовой РЛС типа FHA, созданной корпорацией «Фазотрон-НИИР». Новая БРЛС, названная «Копье-А», позволяет вести круговой радиолокационный обзор с радиусом до 250 км с одновременным сопровождением до 50 целей и определением их точных координат.
Вертолет Ка-27М предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, находящихся на глубине до 500 м и следующих со скоростью до 75 км/ч при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Следует заметить, что предложенный компанией «Камов» проект модернизации вертолета Ка-27 был одобрен Минобороны еще в начале 2000-х годов. При проведении модернизации вертолетов серии Ка-27 на винтокрылой машине установлено не только современное бортовое радиоэлектронное оборудование, но также увеличен срок службы вертолетов приблизительно 10-15 лет. По сообщению пресс-службы Минобороны, Морская авиация ВМФ России получит в 2016 г. около 20 модернизированных палубных вертолетов типа Ка-27М.
Легкий многоцелевой самолет на базе машины Ан-2
О программе Минпромторговли России по созданию новой легкой многоцелевой машины авиации общего назначения было известно еще в 2014 г., но воочию широкая публика увидела новую машину на МАКС-2015 г.
Первый испытательный полет прототип легкого многоцелевого самолета, созданный на базе машины Ан-2 в Сибирском НИИ авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина, совершил 10 июня 2015 г. на аэродроме Ельцовка Новосибирского авиазавода (НАЗ) им. В.П.Чкалова. Самолет, названный ТВС-2-ДТ, пилотировал директор СибНИА, летчик-испытатель Владимир Барсук.
По утверждению разработчиков машины, в конструкции усовершенствованного Ан-2 реализованы передовые технологии современного авиастроения. Панели, лонжероны и нервюры крыла бипланной схемы изготовлены из композиционного материала – углепластика. В изготовлении крупногабаритной выклеечной оснастки для углепластиковых деталей самолета помог НАЗ им. В.П.Чкалова. В ближайшей перспективе разработчики усовершенствованной машины планируют завершить проектирования и изготовление фюзеляжа из полимерных композиционных материалов (ПКМ).
Разработка и постройка опытного образца самолета для местных воздушных линий на замену самолету Ан-2 ведется коллективом СибНИА по программе развития малой авиации Минпромторговли России. В декабре 2013 г. руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что конкурс на выполнение НИОКР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов для малой авиации проведен. Им стал СибНИА, однако тогда Денис Валентинович не назвал победителя конкурса. О победителе узнали через пару месяцев уже в 2014 г. Министр также сообщил, что на разработку принципиально нового легкомоторного самолета в 2013-2015 гг. из госбюджета выделено 1,3 млрд руб.
Согласно контракту, первый опытный образец ЛА из ПКМ планируется построить к концу 2015 г., а в 2016 г. намечено провести летные испытания машины и завершить сертификацию. На самолете планируется поставить австрийский дизельный двигатель, который российская сторона намерена изготавливать по лицензии.
Юрий Пономарев
На снимке: гипотетическая модель перспективного легкого истребителя пятого поколения