Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В настоящее время проходят сертификацию два отечественных вертолетных двигателя: ТВ7-117В для машины Ми-38 и ВК-2500ПС для вертолета Ми-171А2
На недавно прошедшей в столице 8-й Международной выставке вертолетной индустрии «ХелиРаша-2015» была распространена информация о состоянии работ по новым отечественным турбовальным двигателям (ТВД) для перспективных вертолетов.
В частности, было озвучена информация о том, что сертификация ТВД ТВ7-117В (класс мощности 2500-3000 л.с.) пройдет в два этапа. На первом этапе, который должен завершиться до конца второго квартала нынешнего года, планируется оформить сертификат типа с начальным ресурсом 100 часов. В конце 2015 г. намечено получить дополнение к сертификату типа с увеличенным ресурсом в 1000 часов. Руководство холдинга «Вертолеты России» планирует одновременно с сертификацией ТВД ТВ7-117В завершить сертификацию вертолета Ми-382, на котором установлены два двигателя ТВ7-117В. Первые серийные двигатели ТВ7-117В собираются изготовить в конце 2015 г – начале 2016 г.
В ноябре нынешнего года намечено завершить сертификацию двигателя ВК-2500ПС (класс мощности 2000-2500 л.с.). Двигатель ВК-2500ПС является дальнейшей модификацией двигателей семейства ВК-2500 и предназначен для модернизации вертолетов средней грузоподъемности военного и гражданского назначения семейств Ми-28, Ми-24/35, Ка-52, Ми-8/17/171. Руководство Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) наметило выпустить к концу 2015 г. на заводе Шувалово в пригороде Санкт-Петербурга партию из 50 серийных двигателей ВК-2500ПС. Следует сказать, что работы по сертификации вертолета Ми-171А2 планируется завершить в конце 2015 г. – в начале 2016 г.
Эксперты отметили, что про сертификацию нового отечественного ТВД ВК-800В для вертолетов легкого класса, завершение которой ориентировочно намечено на 2016 г., на «ХелиРаша-2015» почти ничего не было сказано.
Перспективный двигатель ВК-800В – это единственный проект силовой установки, разрабатываемый ОАО «Климов» «с чистого листа» за последние 15 лет. Разработка ВК-800В началась в начале 2000-х годов. Турбовальный двигатель ВК-800В 5-го поколения в классе мощности 500-800 л.с. создается для применения в силовых установках вертолетов малой грузоподъемности. В первую очередь двигатель планируется для установки на легких вертолетах «Ансат», Ка-226, на которых сейчас устанавливаются канадские, английские и французские ТВД.
Необходимо сказать, что в проекте по ВК-800В вместе с ОАО «Климов» принимает участие Уфимское машиностроительное производственное объединение (УМПО), где изготавливаются отдельные элементы газогенератора и планируется развернуть серийное производство ВК-800В.
По неофициальной информации, в настоящий момент двигатель ВК-800В продолжает проходить стендовые испытания, которые идут в вялотекущем режиме: то приостанавливаются, то вновь возобновляются по мере выделения финансовых средств ОАО «ОДК».
Двигатель ВК-800В прописан в программе по импортозамещению, подготовленной Минпромторговли России. В соответствии с этой программой, на замену канадских ТВД PW207K на винтокрылых машинах «Ансат» и французских ТВД Arrius 2G1 на Ка-226Т отведено 5 и 8 лет соответственно.
Юрий Пономарев
Фото ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля»
На снимке: вертолет Ми-171А2