Деятельность СП «ХелиВерт» пока держится на единичных заказах

 

Работа предприятия в Томилино по лицензионной сборке вертолета AW139 итало-британской компании «Агуста-Уэстлэнд» пробуксовывает

СП «ХелиВерт» (HeliVert) было создано итало-британской компанией «Агуста-Уэстлэнд» (Agusta-Westland) российским холдингом «Вертолеты России» в 2010 г. для сборки вертолетов AW139 на новом заводе в подмосковном городе Томилино. Намечалось, что винтокрылые машины AW139 российской сборки будут поставляться как на внутренний рынок, так и в страны СНГ. В 2013 г. в Томилино планировалось собрать из поступивших из-за рубежа машинокомплектов от 7 до 10 вертолетов, а на проектную мощность (20 вертолетов в год) завод намечалось вывести в 2015 г. Планировалось, что AW139 российской сборки будут поставляться как на внутренний рынок, так и в страны СНГ.

Российско-итальянское СП создавалось под большой заказ на машину AW139 (до 40 вертолетов) для различных структур Минобороны России в годы, когда министром обороны был Анатолий Сердюков. С приходом в военное министерство С.Шойгу планы значительно изменились. Тем более что сейчас военным ведомством взят резкий курс на импортозамещение. Контракт с Минобороны сорвался и сейчас поставки машины AW139 различным гражданским структурам единичны.

По неофициальной информации, в течение прошедшего 2014 г. на предприятии СП «ХелиВерт» не был полностью собран (методом отверточной сборки) ни один вертолет средней грузоподъемности AW139. Сейчас в разных стадиях сборки находятся несколько машин марки AW139. Каталожная стоимость машины AW139 составляет около $ 8,5 млн.

В конце декабря 2014 г. ОАО «Вертолеты России» и компания «Агуста-Уэстленд» подписали соглашение о лицензионной сборке на предприятии СП «ХелиВерт» в Томилино двухдвигательного вертолета средней грузоподъемности AW189. Предполагается, что компания «Роснефть» закажет 160 вертолетов AW189, став стартовым заказчиком более тяжелой винтокрылой машины, чем AW139. В стандартной комплектации вертолет AW189 вмещает до 18 человек и способен брать на борт более 2 т груза. Взлетный вес вертолета составляет 8,3 т. Машина оснащена двигателями американской компании «Дженерал Электрик» (General Electric) CT7-2E1. Максимальная крейсерская скорость составляет 278 км/ч, максимальная дальность полета с дополнительными баками  – около 1100 км. Каталожная стоимость - около $ 21 млн.

Игорь Лот

Фото компании «Агуста-Уэстленд»

На снимке: вертолет AW139