Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В преддверии открывающейся 21 мая в МВЦ «Крокус Экспо» вертолетной выставки «ХелиРаша-2015» 12 мая в столице прошла пресс-конференция для СМИ
«HeliRussia» («ХелиРаша») – единственная специализированная выставка в России, на которой представляется весь спектр продукции и услуг в области вертолетной индустрии: создание винтокрылых летательных аппаратов, их производство, эксплуатация, сервисное обслуживание и др. Выставка проводится традиционно каждый год в мае в Международном выставочном центре (МВЦ) «Крокус Экспо». В нынешнем году вертолетная выставка пройдет в восьмой раз.
За неделю до открытия выставочного мероприятия в пресс-конференции для представителей средств массовой информации приняли участие заместитель министра промышленности и торговли Андрей Богинский, заместитель генерального директора по производству холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов, генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов, директор выставки «ХелиРаша-2015» Жанна Киктенко. Тема пресс-конференции звучала так: «Вертолетная индустрия России: состояние и перспективы развития». Значительная часть вопросов журналистов была связана с текущим состоянием вертолетных программ.
Ряд вопросов был по проекту вертолета Ка-62, который разрабатывается с конца 80-х годов прошлого столетия. Вертолет средней грузоподъемности Ка-62 – это машина гражданского назначения, прошедшая за прошедшие десять лет глубокую модернизацию: на нем установлены два турбовальных двигателя (ТВД) Ardiden 3G французской компании «Турбомека» (Turbomeca). Редуктор несущего винта и трансмиссию для Ка-62 поставила австрийская фирма «Цорклер» (Zoerkler). Многолопастный рулевой винт (типа «фенестрон») в кольцевом канале вертикального хвостового оперения Ка-62 тоже подвергся модернизации. Топливная система у вертолета также импортная – французской компании «Зодиак Аэроспейс» (Zodiac Aerospace).
По словам заместителя генерального директора по производству холдинга «Вертолеты России» Андрея Шибитова, сейчас в Центре по испытаниям несущим систем вертолетов, созданном на аэродроме «Воротыновка» в башкирском городе Кумертау недалеко от вертолетного завода, заканчивается подготовка к испытаниям на стенде несущей системы и трансмиссии вертолета Ка-62. Этот Центр создан для испытаний разработок КБ холдинга «Вертолеты России». Стендовые испытания намечается начать в июне нынешнего года. Один опытный образец Ка-62 до конца текущего года начнет проходить статические испытания.
По заявлению А.Шибитова, сейчас построено три опытных образца машины Ка-62. Первый полет вертолета планируется осуществить до конца 2015 г. Впервые устами Андрея Шибитова было озвучено, что решено перенести сертификацию Ка-62 с 2015 г. на 2017 г. Это заявление воспринимается как весьма логичное с учетом того, что стендовые испытания главного редуктора и трансмиссии Ка-62 еще и не начинались.
На вопрос вашего корреспондента «Какие имеются перспективы у военной версии вертолета Ка-62, прописанной в Государственной программе вооружений до 2020 г. (ГПВ-2020)»? На этот вопрос А.Шибитов ответил, что военная версия машины будет обозначаться тоже как Ка-62, а не Ка-60, как раньше. Сейчас идет обсуждение с военными облик военной модификации Ка-62. В требованиях к военному Ка-62 фигурирует проблема импортозамещения. В нынешнем году будет изготовлен первый опытный комплект трансмиссии отечественной разработки для Ка-62, сообщил А.Шибитов. Вопрос по отечественному двигателю для Ка-62 тоже значится в пакете вопросов, обсуждаемых с военными.
Несколько интересных вопросов касались состоянию дел по программе ПСВ (перспективный скоростной вертолет). Заместитель министра Андрей Богинский заверил журналистов, что научно-исследовательские работы (НИР) по проекту ПСВ выполняются в полном объеме и в срок. Программа создания российского перспективного вертолета в рамках проекта ПСВ в 2016 г. будет разделена на два этапа: разработку машины для коммерческой эксплуатации и скоростного вертолета военного назначения.
Проведенные исследования показали, что на нынешнем этапе вертолет с высокой крейсерской скоростью полета (около 500 км/ч) будет очень дорогим для коммерческих эксплуатантов. Для гражданских пользователей такой показатель, как высокая крейсерская скорость полета оказался менее существенно значимым, чем показатель по стоимости эксплуатации. «Поэтому с 2016 г. продолжится создание перспективного среднего вертолета со скоростью примерно 360 км/ч для коммерческого применения, который вберет в себя то, что мы наработали по программе на данный момент. Что касается военных, то продолжится выполнение научно- исследовательских работ по дальнейшему повышению скорости: до 460 км/ч и выше», – сказал А.Шибитов. Первая летающая лаборатория в рамках программы ПСВ будет создана до конца нынешнего года, в 2016 г. может состояться ее первый полет.
«Вопрос по двигателям не стоит как проблемный. Мы сейчас полностью оснащены двигателем для первого этапа, Это будет модернизированный ВК-2500», – добавил А.Шибитов. По двигателю второго этапа компания «Климов» продолжает научно- исследовательские работы, уточнил Андрей Шибитов, подчеркнув, что в эту разработку заложены некоторые уникальные решения, о которых он не имеет права рассказывать. «В металле уже изготовлены отдельные элементы, которые проходят испытания на стендах», – сообщил заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России».
Все основные новинки по вертолетам на выставке «ХелиРаша-2015» ожидаются со стороны зарубежных компаний, в заключении пресс-конференции сказала Жанна Киктенко.
Юрий Пономарев
На снимке: вертолет Ка-62