Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Госпредприятие (ГП) «Антонов» готовит к летным испытаниям первый опытный образец грузового самолета Ан-178, создающегося на основе самолетов Ан-148 и Ан-158
В середине апреля нынешнего 2015 г. в Киеве в компании «Антонов» в торжественной обстановке прошла выкатка опытного образца нового среднего транспортного самолета Ан-178. На церемонии выкатки присутствовали несколько тысяч работников предприятия. По заявлению руководства ГП «Антонов», летные испытания новой машины начнутся в мае. Второй опытный образец Ан-178, предназначенный для прочностных и усталостных испытаний, находится на стадии сборки. Особенностью проекта по разработке Ан-178 является применение (впервые на ГП «Антонов») безбумажной технологии проектирования и изготовления изделия в PLM среде NX/TeamCenter.
Один из ближайших конкурентов грузовой машины Ан-178 – это российско-индийский средний транспортный самолет МТА. В первую очередь МТА в варианте военно-транспортного самолета (ВТС) предназначен для замены машин марки Ан-12 и Ан-26 в ВВС России и ВТС Ан-32 в ВВС Индии. Намечено также создать вариант МТА для гражданской авиации.
Протокол о начале совместной разработки МТА был подписан летом 2001 г. Разработка машины МТА, грузоподъемностью 20 т, осуществляется в рамках российско-индийского межправительственного соглашения, подписанного в 2007 г. Российско-индийское совместное предприятие по программе МТА было создано в 2010 г. Основные участники проекта по МТА – это компания «Ильюшин» (входит в состав ОАК) и индийская корпорация HAL.
Ядром российской инженерно-конструкторской группы, которая ведет разработку самолета МТА, является коллектив конструкторов ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», а так как «ильюшинцы» не в состоянии вести разработку самостоятельно по причине кадрового «голода», то они активно приглашают специалистов с других отечественных фирм. Первый полет первого опытного образца МТА намечен на 2017 г., а первые поставки заказчикам – на 2018 г. Сейчас идет этап эскизного проектирования самолета МТА.
В феврале нынешнего на авиасалоне «АэроИндия-2015» в Бангалоре была представлена модель самолета МТА с рядом изменений. Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь заявил на выставке, что «проект МТА в настоящее время находится в стадии приемки результатов предварительного проектирования, и в 2015 году должен перейти в фазу опытно-конструкторских работ».
Однако учитывая положение дел в российской авиапромышленности, можно предположить, что сроки реализации проекта по МТА будут постепенно сдвигаться «вправо». Запредельно вялые темпы разработки российско-индийского транспортного самолета могут привести к печальному результату: индийская сторона решит отказаться от МТА и станет приобретать машину Ан-178 в варианте военно-транспортного самолета или бразильский ВТС КС-390. Стоит напомнить, что бразильская компания «Эмбраер» 3 февраля нынешнего года начала летные испытания нового среднего транспортного самолета КС-390. Эта машина аналог Ан-178 и МТА.
Юрий Пономарев
Фото ГП «Антонов»
На снимке: выкатка Ан-178