Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На мероприятии президент ОАК Юрий Слюсарь в краткой форме рассказал об основных направлениях деятельности корпорации в ближайшие годы
В форуме представителей отечественной авиапромышленности, состоявшемся 16 и 17 апреля на территории авиазавода «Авиастар», приняло участие более 200 представителей предприятий и организаций из 15 регионов России, а также чиновники из федеральных и региональных органов исполнительной власти, профсоюзные деятели и др. Съезд проводился по инициативе Некоммерческого партнерства (НП) «Союз авиапроизводителей» и при поддержке таких структур, как Министерство промышленности и торговли России, ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» и администрации Ульяновской области и др.
С докладом «Выполнение государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» на съезде выступил заместитель министра промышленности и торговли Андрей Богинский.
С докладом об основных направлениях и перспективах реализации долгосрочной программы развития отечественного самолетостроения на мероприятии выступил президент и председатель правления ОАК Юрий Слюсарь. На это выступление обратили внимание большинство представителей специализированных изданий. В частности, Ю.Слюсарь заявил: «В перспективе ближайших десяти лет выручка ОАК должна составить 800 млрд. рублей, что является двукратным увеличением по сравнению с текущим годом, по итогам которого планируется превысить уровень 400 млрд рублей. Количество производимых самолетов должно увеличиться до уровня не менее 300 единиц в год, более половины в этом объеме должны занять гражданские авиалайнеры. Корпорации необходимо обеспечить рентабельность на уровне 10 %».
По поводу программы по региональному самолету «Сухой Суперджет-100 (SSJ-100)» Юрий Борисович сказал следующее: «ОАК вышла на стабильные темпы серийного производства самолетов семейства SSJ-100. В 2016 и 2017 гг. планируется поставить заказчикам по 34 самолета этого типа. Сегодня эксплуатируется более 50-ти машин SSJ-100, из них 13 – вне Российской Федерации. ОАК намерена сконцентрироваться на развитии семейства самолетов SSJ-100. Мы должны предлагать покупателям широкий диапазон самолетов в региональном сегменте от 75 до 130 мест. Предложения по развитию регионального сегмента гражданской авиации будут доложены главе государства в ближайшее время. Кроме того в обозримом будущем ОАК необходимо обеспечить модернизацию серийно выпускаемой техники, технологические решения сейчас обсуждаются».
Анализируя выступление Ю.Слюсаря, можно сделать вывод, что руководство ОАК решило, что под то количество твердых заказов на SSJ-100, которое на сегодняшний день заключено, не имеет смысла значительно наращивать ежегодно объемы серийного производства регионального самолета SSJ-100. Поэтому объемы производства машин SSJ-100 в 2016-2017 гг. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре будут на уровне не более 30 самолетов в год. Темп производства составит примерно 2,5 самолета в месяц. Остальные 4-5 машины будут поставляться заказчикам со «склада» в Жуковском в рамках так называемого ремаркетинга.
По неофициальной информации, у компании «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» имеются трудности не только с финансами, так как серийное производство SSJ-100 пока убыточно, но и с поставками комплектующих. Французские поставщики ГСС компании «Снекма» (двигатели) и «Талес» (авионика) стали испытывать трудности с закупкой в США компонентов для российско-французского двигателя SaM146 и интегрированного бортового радиоэлектронного комплекса SSJ-100 соответственно.
Другой ключевой программой для корпорации Ю.Слюсарь назвал проект по созданию перспективного ближне-среднемагистрального самолета МС-21. Про программу МС-21 президент ОАК, в частности, сказал: «ОАК продолжает работать над созданием семейства узкофюзеляжных самолетов МС-21 вместимостью 150-210 мест. Планируемые объемы производства – до 72 самолетов в год. Сформирован портфель заказов и заявок на 175 самолетов».
«Несмотря на приоритет внутреннего рынка, он недостаточен, чтобы окупить инвестиции в любую программу пассажирских самолетов. Мы должны продавать на мировом рынке сотни самолетов – это наша цель в гражданском сегменте авиастроения», – добавил Юрий Борисович.
Третий съезд авиапроизводителей решено провести в 2016 г. в Жуковском, а затем это мероприятие будут проводить с интервалом один раз в два года по четным годам.
Юрий Пономарев
Фото ОАК