В Росавиации обеспокоены увеличением количества авиапроисшествий в 2014 г.

В 2014 г. в России возросло в 2,5 раза количество авиапроисшествий, а число авиакатастроф увеличилось на 35%

Подавляющее большинство авиакатастроф произошло с воздушными судами авиации общего назначения. Лидируют в этом списке частные легкие воздушные суда (малая авиация). В прошлом году в отечественной АОН число инцидентов возросло в два раза, а количество погибших в АОН увеличилось в два с половиной раза, по сравнению с 2013 г. Следует заметить, что в 2014 г. в коммерческой авиации на регулярных рейсах не произошло ни одной катастрофы. По утверждению Ространснадзора, основной причиной аварийности в АОН и малой авиации является грубое нарушение правил безопасности полетов особенно владельцами частных воздушных судов (ВС), многие из которых не имели свидетельства эксплуатанта.

К сожалению, возросло количество авиапроисшествий (АП) с вертолетами. В прошлом году произошло 24 АП с винтокрылыми машинами, из них – 16 АП с вертолетами отечественного производства и 8 АП с машинами зарубежного производства. В 13 авиакатастрофах вертолетов погибло около 50 человек.

Статистика по 2013 г. такова: в течение 2013 г. на территории России и за рубежом произошло 10 АП с винтокрылами машинами, принадлежащим отечественным авиакомпаниям и ДОСААФ, из них 6 катастроф, в которых погибло более 40 человек.

Самая большая по количеству человеческих жертв вертолетная авиакатастрофа 2014 г. произошла 31 мая в Мурманской области. Вертолет Ми-8АМТ, принадлежащий ОАО «Апатит» и пилотируемый сотрудниками ЗАО «Авиакомпания «СПАРК-Авиа». На борту находилось 15 пассажиров и три члена экипажа. В сложных метеоусловиях вертолет столкнулся с поверхностью воды на Мунозере на расстоянии 200 м от берега. Винтокрылая машина от удара разрушилась и затонула.

При крушении вертолета погибли 13 пассажиров и все члены экипажа. Двоих пассажиров при разрушении вертолета выбросило из салона вместе с креслами, к которым они были пристегнуты ремнями безопасности. Именно благодаря тому, что на борту находились кресла обладающей плавучестью, эти двое пассажиров, получивших серьезные ранения, смогли выжить: они дрейфовали по озеру в креслах до тех пор, пока не были найдены местными рыбаками, случайно ставшими очевидцами катастрофы. Рыбаки вытащили из пострадавших из воды и оперативно доставили в больницу.

Согласно официальному окончательному отчету Межгосударственного авиационного комитета: «Причиной крушения вертолета Ми-8АМТ регистрационный № RA-22423 явились нарушения экипажем правил полетов по правилам выполнения визуальных полетов (ПВП), выразившиеся в выполнении полета на высоте ниже безопасной и продолжении снижения на недопустимо малую высоту при попадании в приборные метеорологические условия, приведшие к столкновению воздушного судна с поверхностью озера в управляемом полете».

Стоит напомнить, что до сих пор не найден в Туве вертолет Ми-8Т авиакомпании «Туваавиа» регистрационный № 24614 с экипажем и пассажирами, пропавший 10 октября прошлого года. На борту находилось 4 члена экипажа, 2 авиатехника и 10 пассажиров. Вертолёт произвел взлет из района реки Соруг, направляясь в Кызыл. В расчётное время вертолёт в пункт назначения не прибыл, экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал. По состоянию на апрель 2015 г. никакой информации о пропавшем вертолёте нет.

Самая страшная и нелепая авиакатастрофа 2014 г. на территории России произошла поздно вечером 20 октября, когда на взлетно-посадочной полосе столичного аэропорта «Внуково» реактивный самолет делового назначения Falcon 50EX французской авиакомпании «Unijet» при взлете столкнулся со снегоуборочной машиной. Погибли три члена экипажа и единственный пассажир – руководитель французской нефтяной компании «Total» Кристоф де Маржери. Сказался так называемый человеческий фактор.

Напоследок информация для размышления. По данным Профсоюза летного состава (ПЛС) России, в 2014 г. безработными стали более 100 командиров воздушных судов и более 200 пилотов. Это профессиональные пилоты со стажем, не списанные на пенсию, а именно уволенные из российских авиакомпаний.

Юрий Пономарев

Фото МАК