Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Предположительно, в апреле 2015 г. начнутся стендовые испытания трансмиссии нового отечественного вертолета Ка-62
По заявлению заместителя генерального директора по производству холдинга «Вертолеты России» Андрея Шибитова, в Центре по испытаниям несущим систем вертолетов, созданном на аэродроме «Воротыновка» в башкирском городе Кумертау недалеко от вертолетного завода, в апреле нынешнего года начнутся испытания несущей системы и трансмиссии вертолета Ка-62. Этот Центр создан для испытаний разработок КБ холдинга «Вертолеты России».
Вертолет средней грузоподъемности Ка-62 – это машина гражданского назначения, прошедшая за десять лет глубокую модернизацию: на нем установлены два турбовальных двигателя (ТВД) Ardiden 3G французской компании «Турбомека» (Turbomeca). Редуктор несущего винта и трансмиссию для Ка-62 поставила австрийская фирма «Зерклер» (Zoerkler). Многолопастный рулевой винт (типа «фенестрон») в кольцевом канале вертикального хвостового оперения Ка-62 тоже подвергся модернизации.
Многоцелевой транспортный вертолет Ка-62 имеет взлетную массу 6,5 т. Машина рассчитана на перевозку до 15 пассажиров или 2 т грузов в салоне (или 2,5 т груза на внешней подвеске) с крейсерской скоростью 290 км/ч.
В конце марта А.Шибитов заявил, что «завершаются все монтажные и отделочные работы центрального пункта наблюдения, а натурный стенд для испытаний Ка-62 уже готов». Также он добавил: «Сейчас решаются небольшие технические вопросы по фюзеляжу Ка-62. В апреле текущего года планируется сдать уже готовую площадку под испытания опытного образца этого новейшего вертолета».
По сообщению информагентства Башинформ, строительство стендов для испытаний несущих систем вертолетов Ка-226Т, который получил 30 марта с.г. сертификат летной годности, боевой машины палубного базирования Ка-52К и др. будет завершено в декабре 2015 г. Завершение строительства произойдет после перемещения в Кумертау испытательного стенда Ка-52 «Аллигатор» с завода ААК «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина (г. Арсеньев) и стенда Ка-226Т с Летно-испытательной станции (ЛИС), расположенной на территории Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП).
Общая площадь испытательных натурных стендов превышает один квадратный километр. Центр расположен в 11 км от ЛИС КумАПП. Намечено, что на территории аэродрома «Воротыновка» разместятся три площадки со стендами для испытаний несущих систем вертолетов, база горюче-смазочных материалов и центральный наблюдательный пункт с контрольно-измерительным оборудованием для всех стендов.
Также планируется, что финишная сборка винтокрылых машин Ка-62 будет производиться на авиапредприятии в Арсеньеве, а в КумАПП наладят серийное производств несущего и хвостового винтов вертолета Ка-62.
По неофициальной информации, второй опытный образец (машина ОП-2) был доставлен на завод ОАО «Камов» в подмосковную Ухтомку летом 2014 г. Предполагалось, что машина Ка-62 ОП-2 «встанет на винт» в конце 2014 г. В летной испытательной программе вертолета Ка-62 планируется использовать четыре винтокрылых машины. Сертификация вертолета Ка-62, разработка которого ведется с конца 80-х годов прошлого столетия, была запланирована два года назад на четвертый квартал 2015 г.
В июле 2014 г. компания «Транзас Авиация» поставила в ОАО «Камов» три первых комплекта интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) КБО-62 для установки их на опытных образцах вертолета Ка-62. Интегрированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс КБО-62 обеспечивает решение широкого круга задач по навигации и пилотированию вертолета.
Благодаря «неожиданному» заявлению А.Шибитова, стало известно реальное положение дел по реализации программы по вертолету Ка-62.
Можно с большой долей уверенности предположить, что испытания трансмиссии и несущей системы машины Ка-62 затянутся до осени-зимы нынешнего года, что первый полет вертолета можно ожидать не ранее первого полугодия 2016 г. Ни о каких поставках партии из семи машин Ка-62 бразильской компании «Атлас Такси Аэрео» в 2015 г., как это было оговорено в соглашении, подписанном в 2012 г., говорить не стоит.
Военная версия Ка-62 (машина Ка-60) должна появиться после 2016 г. Вертолет Ка-60 включен в Государственную программу вооружений России до 2020 г. (ГПВ-2020). Однако возникают вопросы: «Как вертолет с французскими двигателями и значительным количеством комплектующих зарубежного производства будет принят на вооружение российской армии? Неужели такое возможно?»
Юрий Пономарев
Фото ОАО «Вертолеты России»