Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Получение сертификата типа Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета на вертолет Ми-38 запланировано на декабрь 2015 г.
На сегодняшний день построено четыре опытных образца вертолета средней грузоподъемности Ми-38, которые задействованы в сертификационных испытаниях. В сертификационных летных испытаниях примут участие три вертолета Ми-38 (ОП-1, ОП-3 и ОП-4), оснащенные двумя отечественными турбовальными двигателями (ТВД) ТВ7-117В разработки ОАО «Климов». Вторая опытная машина Ми-38 (ОП-2), оснащенная двумя канадскими ТВД PW127TS компании «Пратт-Уитни Кэнэда» пройдет испытания на специальном стенде. Комплекс сертификационных испытаний предусматривает выполнение суммарно около 1 тыс полетов. Основная нагрузка по сертификации вертолета ляжет на машины Ми-38 ОП-3 и Ми-38 ОП-4. Сейчас машины находятся на доработке, и с началом весны начнутся полеты.
Одновременно с сертификацией винтокрылой машины необходимо завершить сертификацию ТВД ТВ7-117В. По официальной информации, сертификация нового ТВД ТВ7-117В запланирована на конец июня 2015 г., хотя ранее сообщалось, что процесс сертификации планируется завершить в декабре 2014 г.
Также сертификацию проходит цифровой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (авионики) ИБКО-38 разработанный компанией «Транзас Авиация», в котором реализован принцип «стеклянной кабины». В основе ИКБО-38 система электронной индикации, состоящая из пяти многофункциональных индикаторов, на которых отображается вся пилотажно-навигационная информация, данные о работе силовой установки и общевертолетного оборудования. Все пять индикаторов взаимозаменяемы.
После получения сертификата типа будет утверждена базовая конструкторская документация на вертолет и только после начнется серийное производство машины Ми-38. Сейчас на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) ведется подготовка к серийному производству установочной партии (6 штук) новой винтокрылой машины и приступили к изготовлению первого серийного Ми-38. Первые поставки винтокрылой машины Ми-38, которая в серийном производстве получит обозначение Ми-382 (гражданский вариант) и Ми-383 (военный вариант), заказчикам планируется начать в 2016 г.
В проекте поправок к Федеральной целевой программы по авиации (ФЦП) в 2015 г. предлагается увеличить финансирование программы по созданию среднего транспортного вертолета Ми-38 с 239,7 млн руб. до 1,475 млрд руб. из федерального бюджета и с 587,1 млн руб. до 1,235 млрд руб. из внебюджетных источников с целью завершения сертификационных испытаний машины. В целом объем бюджетных ассигнований на авиационную ФЦП предлагается сократить с 45,933 млрд руб. до 44,827 млрд руб в нынешнем году.
По предварительным расчетам стоимость одного Ми-38 составляет сейчас 15-17 млн $. Эксперты считают, что рынок для Ми-38 будет объективно меньше, чем для менее грузоподъемного вертолета Ми-8/17/171, но рыночная ниша для новой «милевской» машины есть. На внешнем рынке основной конкурент Ми-38 – вертолет AW-101 итало-английской компании «Агуста-Уэстленд» (стоимость одной машины около 21 млн $). По неофициальной информации, одним из первых крупных заказов на Ми-382 будет оформлен с ОАО «Газпром».
Досье сайта
Разработка вертолета средней грузоподъемности Ми-38 началась в СССР в середине 80-х годов. Первый летный экземпляр Ми-38, оснащенный канадскими двигателями PW127/TS, поднялся впервые в воздух 22 декабря 2003 г., а второй – 22 ноября 2010 г. Прототип вертолета Ми-38 с новыми отечественными двигателями ТВ7-117В, получивший обозначение Ми-382, впервые был продемонстрирован на статической стоянке на МАКС-2011.
Вертолет Ми-38 предназначен для перевозки 30 пассажиров или грузов массой 5-6 т в грузовой кабине. Максимальная масса груза, перевозимого на внешней подвеске, может составлять до 7 т. Крейсерская скорость полета – 285 км/ч. Практический потолок – около 6 км.
Юрий Пономарев
Фото КВЗ
На снимке: на стапеле Ми-38