Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Росавиация подвела предварительные итоги работы авиатранспортной отрасли в 2014 г.: в течение года перевезено 93,2 млн пассажиров и 1,036 млн тонн грузов
В прошлом году рост в перевозке пассажиров составил 10,2%, по сравнению с 2013 г., а при транспортировке грузов и почты – 3,5%. При этом внутренние перевозки выросли на 18%, а международные – на 3,5%. Российские аэропорты обслужили 157 млн человек в 2014 г.
По-прежнему более 80% пассажиров перевозят 15 авиакомпаний России. Первая пятерка выглядит так: «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь», «Россия». Удельный вес первой пятерки при перевозке пассажиров составил около 63%.
Статистические расчеты показывают, что фактически услугами воздушного транспорта в стране пользуются около 5 млн россиян, многие из которых летают по несколько раз в году. Следует отметить, что в 2014 г. пассажиропоток на внутренних линиях увеличился с 39 млн до 46 млн человек.
Также стоит отметить незначительный рост объемов грузовых авиаперевозок в России в течение последних лет. Это напрямую связано с тенденцией уменьшения роста объема валового внутреннего продукта (ВВП) в России. Для сравнения: в 2013 г. грузов и почты было перевезено 1,004 млн т.
Эксперты отмечают, что негативная тенденция в авиатранспортной отрасли стала проявляться еще до введения западными странами санкций. Авиатранспортный рынок является производной от общеэкономической ситуации в стране. Более серьезные проблемы у авиакомпаний стали проявляться при стремительной девальвации рубля прошедшей осенью.
Тяжелая проблема возникла с лизингом воздушных судов иностранного производства, на которых отечественные авиакомпании перевозят около 90% пассажиров. Платежи по лизингу номинированы в валюте. В целом по отрасли на лизинговые платежи у авиакомпаний уходит около 100 млрд руб. в год без учета техобслуживания и запчастей, а это еще около 50 млрд руб.
Затем произошел спад на рынке чартерных перевозок (туристических рейсов), составивший 30-60%. Отечественные авиакомпании начали накапливать значительные долги, т.к. авиаперевозчикам банки предлагают кредиты под 25%. Сейчас российский внутренний рынок перенасыщен большим количеством провозных средств. Как следствие авиаперевозчики стали оптимизировать расходы, отказываться от ввоза новой авиатехники или переносить сроки ее поставок, а также выводить самолеты из эксплуатации.
Другое негативное следствие начинающегося масштабного кризиса в авиатранспортной отрасли – это значительные сокращения сотрудников. По информации Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), из 14,6 тыс пилотов, работающих в России, на конец января нынешнего были уволены свыше 500 человек летного состава.
Статистика января 2015 г. такова: ведущие отечественные авиакомпании перевезли в течение месяца на 1,3% меньше пассажиров, чем в январе 2014 г.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы аэропорта Домодедово