Гражданское и военное вертолетостроение в России в 2014 г.

Итоги работы вертолетостроительных заводов России в прошедшем году: по приблизительным расчетам построено немногим более 300 вертолетов гражданского и военного назначения

Гражданский сектор вертолетостроения

Начнем с опытных образцов винтокрылых машин, которые проходят летные испытания. В 2014 г. были достроены два опытных вертолета – Ми-38-2 ОП-4 и Ми-171А2 ОП-1. Обе машины в прошлом году впервые были подняты в воздух летчиками-испытателями: первая в октябре в Казани, вторая в августе в Томилино.

Про машину Ми-38, которая создается около 30 лет, стоит сказать особо. Четвертый опытный вертолет Ми-38 изготовлен и оснащен по типовой конструкции. Машина Ми-38 ОП-4 в отличие от предыдущих опытных образцов вертолета (ОП-1, ОП-2 и ОП-3) оснащена топливной системой французской компании «Аэрозур» (Aerazur) и увеличенными проемами иллюминаторов.

Получение сертификата типа Авиарегистра (АР) Межгосударственного авиационного комитета (МАК) на вертолет Ми-38 запланировано на декабрь 2015 г. В сертификационных испытаниях принимают участие три вертолета Ми-38 (ОП-1, ОП-3 и ОП-4). Вторая опытная машина Ми-38 (ОП-2) пройдет в нынешнем году испытания на специальном наземном стенде. Первые поставки заказчикам винтокрылой машины Ми-38, которая в серийном производстве на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) получит обозначение Ми-382, планируется начать в 2016 г.

По утверждению руководства предприятия, Казанский вертолетный завод обеспечен заказами в полном объеме на текущий год. Многие годы основную продукцию КВЗ составляют вертолеты средней грузоподъемности марки Ми-8/17 гражданского и военного назначения. В 2014 г. на КВЗ, по неофициальной информации, было построено около 110 вертолетов.

Со второй половины 2014 г. на КВЗ запустили в серийное производство легкий многоцелевой вертолет «Ансат» с гидромеханической системой управления, а в начале 2016 г. планируется начать серийное производство нового вертолета средней грузоподъемности Ми-38 (Ми-382).

Хорошие производственные показатели в 2014 г. были и у Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ). В прошлом году предприятие вышло на уровень производства около 115 вертолетов средней грузоподъемности марки «Ми» гражданского и военного назначения.

На Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) в Башкирии ведется серийное производство различных модификаций вертолета Ка-32 и легкой многоцелевой машины Ка-226. В 2014 г. компания планировала произвести 23 вертолета, модернизировать 6 вертолетов и отремонтировать 4 машины. По неофициальной информации, годовой план на КумАПП выполнен. Для сохранения объемов производства в КумАПП постепенно наращиваются объемы модернизации вертолетной техники и начали реализовывать проекты по выпуску агрегатов для вертолетов Ка-52 и Ка-62.

Винтокрылые машины гражданского назначения продолжали строить в 2014 г. в Ростове-на-Дону на заводе ОАО «Роствертол» (тяжелые транспортные вертолеты Ми-26). Однако стоить признать, что только заключенный в 2010 г. контракт с Минобороны России на поставку 22 тяжелых военно-транспортных Ми-26, позволил «Роствертолу» по-настоящему восстановить серийное производство этой уникальной тяжелой машины. Следует добавить, что в 2014 г. в ОАО «Роствертол» планировали выпустить  два первых серийных модернизированных вертолета Ми-26Т2.

По неофициальной информации, в течение прошедшего года на предприятии российско-итальянского СП «ХелиВерт» в Томилино не был полностью собран по лицензии (методом отверточной сборки из машинокомплектов) ни один вертолет средней грузоподъемности AW139. Сейчас в разных стадиях сборки находятся 4 вертолета AW139. За полтора года работы (по состоянию на середину 2014 г.) предприятие в Томилино поставило заказчикам только два вертолёта AW139 в комплектации VIP. Каталожная стоимость машины AW139 составляет около $ 8,5 млн.

В конце декабря 2014 г. ОАО «Вертолеты России» и итало-британская компания «Аугуста-Уэстленд» подписали соглашение о лицензионной сборке на предприятии СП «ХелиВерт» в Томилино двухдвигательного вертолета средней грузоподъемности AW189. Предполагается, что компания «Роснефть» закажет 160 вертолетов марки AW189, став стартовым заказчиком.

Военный сектор вертолетостроения

По утверждению директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Александра Фомина, в последние годы наша страна занимает более 20% мирового рынка военных вертолетов.

По заявлению руководства Минобороны России, в 2014 г. ВВС РФ должны получить 120 новых вертолетов. Это боевые машины марки Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-226, Ка-52 «Аллигатор», «Ансат», Ми-26, Ми-35М, Ми-8АМТШ и др.В прошлом году на УУАЗ выполняли большой долгосрочный государственный заказ на поставку 40 модернизированных вертолетов марки Ми-8АМТШ.

На рубеже 2013-2014 гг. Арсеньевская авиационная компания (ААК) «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина начала выполнение долгосрочного контракта общей стоимостью около 120 млрд руб. на поставку 143 боевых вертолетов Ка-52 до 2020 г. В апреле 2014 г. российские военные и «Вертолеты России» подписали контракт на поставку 32 палубных вертолета Ка-52К для авианосных групп, которые должны базироваться на десантных кораблях-доках «Владивосток» и «Севастополь» типа «Мистраль».

На «Роствертоле» в Ростове-на-Дону в последние годы строится около 15 боевых вертолетов марки Ми-28Н в год. Транспортно-боевые машины Ми-35М в последние годы по-прежнему составляют значительную часть продукции (до 15-20 штук в год) вертолетного завода в Ростове-на-Дону.

Информация для сравнения. В 2013 г. на отечественных заводах суммарно было построено 303 вертолета военного и гражданского назначения (против 290 машин в 2012 г.). Рост производства в отечественном вертолетостроении в последние два года, по официальной информации, составляет в среднем немногим более 10% за год.

Юрий Пономарев

Фото ОАО "КВЗ"