Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Итоги работы самолетостроительных заводов России в прошедшем году: по приблизительным расчетам построено около 110 боевых самолетов
В конце декабря 2014 г. на заседании Совета директоров ОАК обсудили исполнение бюджета корпорации за 12 месяцев уходящего года. До сведения членов Совета директоров было доведено, что по предварительным итогам, в 2014 г. заказчикам будет поставлено более 110 новых боевых машин и самолетов специального назначения и около 40 гражданских воздушных судов.
По традиции в информационных сообщениях, подготовленных пресс-службами компаний, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), на первом месте сообщения о планах по наращиванию выпуска боевых машин в ближайшей перспективе. В частности, Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» намерена к 2017 г. увеличить производство военных самолетов вдвое.
В последние два года темпы производства самолетов на предприятиях, входящих в РСК «МиГ», составляют в среднем 16 самолетов в год. В 2014 г. РСК «МиГ» поставила Минобороны России 10 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Контракт на поставку 24 одноместных и двухместных палубных истребителей МиГ-29К/КУБ был подписан РСК «МиГ» и Минобороны России в феврале 2012 г. Остальные 6 машин марки МиГ-29 построены в рамках зарубежных контрактов, в частности, для авиации ВМФ Индии.
Новосибирский авиазавод (НАЗ) им. В.П. Чкалова в 2014 г. досрочно выполнил государственный заказ по производству фронтовых бомбардировщиков Су-34. Военные получили 16 боевых машин. До конца прошлого года на НАЗ успели построить еще два Су-34. Итого суммарно в 2014 г. для ВВС России в Новосибирске построили 18 самолетов.
Корпорация «Иркут» в 2014 г. передала ВВС России 52 машины марки Су-30 и Як-130. Всего изготовлено с учетом поставок на экспорт 60 боевых машин. В наступившем 2015 г. намечено построить 30 тяжелых многофункциональных истребителей Су-30СМ и 30 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130. «Иркут» идет на рекорд в послесоветское время.
На авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 2014 г. планировали построить в течение года для российских военных 12 многофункциональных истребителей Су-35С и 7 штук Су-30М2. По неофициальной информации, годовой план по гособоронзаказу выполнен. Всего Минобороны решило приобрести 48 машин Су-35С. Также в 2014 г. построено несколько машин Су-30МК2 для Вьетнама.
Следует заметить, что поставки боевых машин на экспорт в последние два года продолжают снижаться. В 2014 г. они были в районе двух десятков истребителей. В их число входят МиГ-29К/КУБ для авиации ВМФ Индии, первые Су-30МК2 по новому контракту с Вьетнамом, УБС Як-130 для Бангладеш. Корпорация «Иркут» продолжает поставки самолетокомплектов для лицензионной сборки Су-30МКИ в Индии. Также РСК «МиГ» продолжает поставки комплектов агрегатов для модернизации в Индии истребителей по программе МиГ-29UPG.
Таким образом, в 2014 г. военный сектор отечественной авиапромышленности, показывающий из года в год стабильный рост, дал такие результаты: всего построено около 110 самолетов, из них – около 20 боевых машин для экспорта. Для сравнения: суммарно в 2013 г. на отечественных авиазаводах было построено 96 военных самолетов, из них 68 боевых машин для ВВС России и 28 военных машин для экспорта.
Юрий Пономарев
Фото НАЗ им. В.П.Чкалова