Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Итоги работы авиазаводов России в прошедшем году: по приблизительным расчетам построено около 50 самолетов для авиакомпаний, военных и госструктур
Суммарно в России в прошлом году построено около 50 магистральных и региональных самолетов. Этот рывок в первую очередь связан с интенсификацией серийного производства региональных самолетов «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100). Большим достижением прошедшего года можно считать выход авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) ЗАО «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» на темп производства один самолет «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) в течение 10 дней. По информации различных независимых от ОАК источников, в течение 2014 г. на Дальнем Востоке было построено 35 региональных пассажирских самолета SSJ-100 для российских и зарубежных авиакомпаний.
Следует заметить, что в начале декабря 2013 г. президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян заявил: «Как мы и планировали, в 2014 г. произвели 41 самолёт SSJ-100. Однако из-за финансовых сложностей у авиакомпании «ЮТэйр», четыре построенные машины они получить пока не могут. Таким образом, имеем 37 новых машин, готовых для заказчиков. В 2015 г. планируем построить и реализовать 50 машин SSJ-100». Напомним, что в 2013 г. в Комсомольске-на-Амуре было построено 24 самолета SSJ-100. Рост производства SSJ-100 в течение 2014 г. почти на 50% впечатляет.
Одним из знаменательных явлений 2014 г. в самолетостроении стал процесс, связанный с серийным производством транспортных самолетов Ил-76МД-90А. На ульяновском заводе «Авиастар» были изготовлены в рамках контракта, заключенного с Минобороны России, две первых серийных машины Ил-76МД-90А установочной партии. 21 ноября первое воздушное судно с именем «Ульяновск» было передано заказчику - Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу (ТАНТК) им. Г.М.Бериева, вторая построенная машина проходит с 30 декабря летные испытания. Сейчас в производстве в различной степени готовности находятся более 10 машин Ил-76МД-90А, предназначенные для военных.
В прошедшем году на Казанском авиазаводе (КАЗ) закончили изготовление и подняли в воздух два самолета марки Ту-214 специального назначения, также был передан заказчику самолет Ту-214ОН, построенный в 2013 г.
31 октября 2014 г. на Летно-испытательную станцию Казанского авиазавода (КАЗ) им. С.П.Горбунова был передан после завершения постройки второй опытный образец самолета радиотехнической и оптико-электронной разведки – машина Ту-214Р или «Изделие № 411». Заказчиком машины Ту-214 (бортовой № RA-64514) является Минобороны России.
В ближайшее время парк специального летного отряда «Россия» пополнится новым самолетом Ту-214СР, также построенным в 2014 г. Машина изготовлена по заказу Управления делами президента России в рамках контракта на поставку трех такого назначения машин. В правительственном авиаотряде уже находятся два Ту-214СР (самолет-ретранслятор), а в цехах КАЗ строятся еще две такие машины, т.е. в Специальном летном отряде (СЛО) будет пять штук Ту-214СР.
Планом 2014 г. на Воронежском авиазаводе (ВАСО) запланировали выпустить шесть машин Ан-148, cреди них машины для Минобороны и МЧС России. По неофициальной информации, план ВАСО по выпуску Ан-148 в прошлом году выполнен.
В 2014 г. в ОАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» впервые за последние 15 лет собирались выпустить после перевода производства с Иркутского авиазавода два самолета-амфибии Бе-200. По неофициальной информации, до конца года предприятию не удалось достроить оба самолета Бе-200.
Все выше перечисленные авиазаводы входят в состав в ОАО «ОАК». На самарском ОАО «Авиакор – авиационный завод» (формально не входит в состав ОАК) в 2014 г. построено два самолета Ан-140 по заказу Минобороны России. Самарский «Авиакор» – единственное предприятие на постсоветском пространстве, которое в инициативном порядке, без поддержки государства производит региональный самолет.
Есть еще один авиазавод, который принадлежит российским предпринимателям, находящийся в Чехии. В августе 2013 г. владельцы Уральской горно-металлургического компании (УГКМ) из Екатеринбурга приобрели 100% акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)». В 2014 г. на авиазаводе в чешском городе Куновице планировали построить 18 многоцелевых двухмоторных самолетов для местных воздушных линий пассажировместимостью до 19 человек марки Л-410 (L-410). На российский рынок намечали поставить 9-10 машин L-410UVP-Е20.
Суммарно на российских авиазаводах в прошлом 2014 году построено 48 магистральных и региональных самолета. В 2013 г. в России суммарно построено 37 магистральных и региональных самолета.
Юрий Пономарев
Фото ЗАО «Авиастар-СП»