Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Самые выдающиеся достижения в авиационной и ракетно-космической отраслях в 2014 г.
В авиационной промышленности наиболее знаменательное событие произошло в вертолетостроении. Это начало летных испытаний модернизированного вертолета Ми-171А2. На режиме висения винтокрылая машина Ми-171А2 впервые была опробована на аэродроме Московского вертолетного завода (МВЗ) им. М.Л.Миля в Томилино 25 августа уходящего года, а 14 ноября вертолет совершил первый полет по кругу.
Вертолет Ми-171А2 является усовершенствованной версией семейства винтокрылых машин марки Ми-8/Ми-17. Машина оснащена двумя турбовальными двигателями ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, вспомогательной силовой установкой (ВСУ) «Сафир» 5К/G. Двигатели ВК-2500ПС-03 имеют повышенную мощность и дополнительные режимы, по сравнению с устанавливаемыми на машинах семейства Ми-8/17 двигателями серии ТВ3-117ВМ.
Другим большим событием в авиапромышленности является завершение постройки в июне на авиазаводе в Ульяновске, летные испытания и передача в конце ноября заказчику первого серийного усовершенствованного военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-76МД-90А. Сейчас первая серийная машина находится на авиазаводе в Таганроге, где на ее базе будет создан новый авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения для ВВС России.
Тяжелый ВТС Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД. На усовершенствованной машине установлены двигатели ПС-90А-76, новое крыло (применяются длинномерные панели), ВСУ ТА-12А, прицельно-навигационный пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией и др.
В ракетно-космической промышленности (РКП) наиболее значимыми событиями со знаком «плюс» стали первые успешные запуски нового ракетоносителя (РН) легкого класса «Ангара-1.2» и нового РН тяжелого класса «Ангара-A5». Это отечественные РН нового поколения, созданные в постсоветское время.
Первый пуск РН «Ангара-1.2 ПП» был осуществлен с имитатором спутника 9 июля. Изготовление первого летного образца РН «Ангара-1.2 ПП» было завершено в Центре им. М.В.Хруничева весной 2013 г. Согласно планам, первый испытательный запуск нового РН легкого класса планировалось осуществить в конце 2013 г., но затем перенесли на май 2014 г. из-за неготовности стартового комплекса на космодроме Плесецк. Стартовый комплекс закончили строить в конце 2013 г.
Первый успешный пуск РН «Ангара-A5» состоялся 23 декабря также с универсального стартового комплекса, возведенного на космодроме Плесецк. Во время первого испытательного полета разгонный блок «Бриз-М» РН «Ангара-A5» вывел на геостационарную орбиту габаритно-массовый макет полезной нагрузки массой в 2 т. Длина РН «Ангара-A5» (вместе с головной частью) составляет 54,3 м, диаметр корпуса РН – 8,86 м. Стартовая масса – 759 т.
Головным разработчиком и производителем РН модульного типа семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. М.В.Хруничева.
РН «Ангара» – это ракетный комплекс нового поколения на основе универсального ракетного модуля (УРМ) с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). УРМ оснащаются кислородно-керосиновым двигателем РД-191 (тяга в вакууме составляет 212,6 тс). Двигатель РД-191 прошел все наземные испытания и первые летные испытания при запуске РН «Ангара-1.2ПП» 9 июля нынешнего года, а также упрощенная модификация – ЖРД РД-151 – летные испытания на корейско-российском РН легкого класса KLSV-1. Первая ступень KLSV-1 создана российскими специалистами, вторая – специалистами Республика Корея. Стоимость одного ЖРД РД-191 составляла в 2013 г. 250 млн руб.
В состав ракетного комплекса входит целое семейство РН модульного типа: легкого, среднего и тяжелого класса. В РН легкого класса «Ангара-1.2» используется один УРМ. Предельной по количеству блоков УРМ станет РН тяжелого класса «Ангара-A7», который будет оснащен семью УРМ. В РН «Ангара-A5» применяется пять УРМ.
Применение унификации и уникальные технические решения позволят осуществлять пуск всех РН семейства «Ангара» с одной пусковой установки.
Юрий Пономарев
Фото ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
На снимке: РН «Ангара-5А»