Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Время показало, что наличие четких перспективных планов у корпорации не является препятствием для значительных сдвигов «вправо» сроков реализации конкретных программ
В начале декабря ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)» (входит в состав госкорпорации «Ростех») представила планы по развитию до 2025 г. Руководство ОДК заявило, что общая инвестиционная программа холдинга определена в сумму 338,9 млрд руб., а также что будет диверсифицирован портфель выпускаемых изделий и предлагаемых услуг, увеличен выпуск двигателей для воздушных судов гражданского назначения, энергетических и газоперекачивающих установок и др.
Осуществление «стратегического» плана разбито на три этапа. Во время реализации первого этапа (2014-2017 гг.) планируется осуществить «финансовое оздоровление корпорации, внедрение новых стандартов управления производственной системой и разработки новых продуктов».
В течение второго этапа (2018-2021 гг.) намечаются изменения структуры корпорации, «вывод на рынок перспективных продуктов: двигателя ПД-14 авиалайнера МС-21, двигателя для истребителя пятого поколения (ПАК ФА) и двигателя для перспективного скоростного вертолета (ПСВ); доведение до заданных технических характеристик реактивных двигателей РД-33МК и АИ-222-25 для военных самолетов».
На третьем этапе (2022-2025 гг.) предусматривается «завершение процесса трансформации структуры корпорации и переход к эффективной и прозрачной организации деятельности ОДК». О создании конкретных новых двигателей на третьем этапе и «выводе их на рынок» в официальном заявлении ничего не сказано.
С созданием перспективных двигателей на предприятиях ОДК дела обстоят следующим образом. Пятый по счету двигатель ПД-14 для авиалайнера МС-21 был изготовлен к 11 декабря нынешнего года. К 31 декабря намечено завершить сборку шестого опытного образца ПД-14. Оба двигателя предназначены для испытаний на наземных стендах. К началу марта 2015 г. в Перми должен быть готов седьмой опытный ПД-14 (первый летный экземпляр), испытания которого на летающей лаборатории – самолете Ил-76ЛЛ планируется начать в ЛИИ в июне 2015 г.
На МАКС-2013 главный конструктор семейства двигателей серии ПД пермского конструкторского бюро Игорь Максимов сообщил, что в сентябре 2014 г. в ЛИИ им. М.М.Громова должны начаться летные испытания опытного образца двигателя ПД-14. Затем начало испытаний передвинули на февраль 2015 г., и вот озвучен новый срок начала испытаний ПД-14 на борту Ил-76ЛЛ.
На предприятиях, входящих в ОДК, в настоящее время ведется изготовление двух опытных образцов газогенератора для двигателя второго этапа, предназначенного для истребителя Т-50, – «изделия 30». Сборку первого газогенератора «изделия 30» намечено завершить к концу декабря 2014 г. В марте нынешнего годы было завершено техническое проектирование «изделия 30». Первый испытательный полет машины Т-50 с двигателями «изделие 30» намечен на 2017 г. Стоит напомнить, что сейчас на машинах Т-50 устанавливают двигатель первого этапа – АЛ-41Ф1 («изделие 117»).
Генеральный директор управляющей компании «ОДК» Владислав Масалов сообщил представителям СМИ, что в середине ноября нынешнего года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Минобороны России подписали контракт о проведении опытно-конструкторских работ (ОКР) по легкому военно-транспортному самолету (ВТС) Ил-112В, на котором планируется устанавливать усовершенствованный вариант турбовинтового двигателя (ТВД) ТВ7-117СТ разработки ОАО «Климова». На какой окончательной сумме остановились военные и компания «Ильюшин» по ОКР Ил-112В, придя к соглашению, пока не известно. Вместе с тем настораживает одно обстоятельство: контракт ОДК с Минобороны по созданию усовершенствованной версии ТВД ТВ7-117СТ не заключен.
О разработке нового турбовального двигателя (ТвД) для перспективного скоростного вертолета (ПСВ) пока известно очень мало. В рамках программы по созданию ПСВ (как один из этапов) планируется создать перспективный коммерческий вертолет. Проект называется RACHEL. Цель проекта RACHEL – создать винтокрылую машину для замены вертолетов семейства Ми-8/17/171. Перспективный вертолет также получил обозначение В-37. Предполагается, что стоимость создания перспективного вертолета в рамках программы RACHEL будет составлять не менее 4 млрд $.
Одна из серьезнейших проблем проекта RACHEL – это разработка нового ТвД. По словам разработчиков машины, на первом этапе возможным считается использование модернизированных двигателей, относящихся к семейству ТвД ВК-2500.
Однако, если создание ТвД для ПСВ будет идти такими же темпами, как разработка в ОАО «Климов» ТвД ВК-800В 5-го поколения в классе мощности 500-800 л.с., то разработчики не поспеют к «выводу нового продукта» ни к 2021 г. и даже к 2025 г.
Стоит напомнить, что разработка ВК-800В началась в начале 2000-х годов. В первую очередь двигатель предназначен для легких вертолетов «Ансат», Ка-226, на которых сейчас устанавливаются канадские, английские и французские ТвД.
В настоящий момент двигатель ВК-800В продолжает проходить стендовые испытания, которые идут в вялотекущем режиме: то приостанавливаются, то вновь возобновляются по мере выделения финансовых средств. Сертификация ТвД ВК-800В ориентировочно намечена на 2016 г.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: двигатель ПД-14