Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Завершить этап наземных испытаний новой транспортной машины, создаваемой компанией «Антонов», которая является конкурентом российско-индийскому самолету МТА, планируется к марту 2015 г.
На госпредприятии (ГП) «Антонов» в Киеве в конце ноября нынешнего года начался новый этап в постройке первого опытного образца, предназначенного для летных испытаний, транспортного самолета Ан-178. Самолет взят под ток, что позволяет начать наземные испытания машины. Об этом сообщила пресс-служба ГП «Антонов». Проверку должны пройти около 80 систем самолета. Завершить этап наземных испытаний машины Ан-178 планируется к началу марта 2015 г. перед выкаткой воздушного судна из цеха. Начать летные испытания самолета планируется в конце марта будущего года. Следует сказать, что ГП «Антонов» приступило к постройке грузового самолета Ан-178, создающегося на основе самолетов Ан-148 и Ан-158 летом 2013 г.
По замыслу создателей нового самолета, Ан-178 должен прийти на замену устаревшим транспортным самолётам марки Ан-12. Новая машина предназначена для перевозки грузов максимальной массой 18-20 т. Максимальная дальность полета Ан-178 – 4 тыс. км.
Особенностью Ан-178 является возможность перевозить грузы в районы с мало оборудованными или короткими аэродромами. Планируется, что перспективная транспортная машина будет эксплуатироваться на тех же аэродромах, что и ветеран Ан-12, в том числе Ан-178 сможет взлетать и садиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Машина Ан-178 по планеру и составу бортового оборудования на 50-60% унифицирована с серийно выпускаемыми самолетами Ан-148 и Ан-158.
Первые два турбовентиляторных двигателя повышенной тяги для самолета Ан-178 сейчас изготавливаются на базе авиадвигателя Д-436 в запорожском ОАО «Мотор-Сич» при участии ГП «Запорожское МКБ «Прогресс» им. А.Г.Ивченко». Взлетная тяга нового двигателя составит 8,3 – 8,6 тс.
Один из ближайших конкурентов грузовой машине Ан-178 – это российско-индийский средний транспортный самолет МТА. Машина МТА в варианте военно-транспортного самолета (ВТС) предназначена для замены машин марки Ан-12 и Ан-26 в ВВС России и ВТС Ан-32 в ВВС Индии. Намечено также создать вариант МТА для гражданской авиации.
Протокол о совместной разработке МТА был подписан летом 2001 г. Создание машины МТА грузоподъемностью 20 т осуществляется в рамках российско-индийского межправительственного соглашения, подписанного в 2007 г. Российско-индийское совместное предприятие по программе МТА было создано в 2010 г. Основные участники проекта по МТА – это компания «Ильюшин» (входит в состав ОАК) и индийская корпорация HAL.
Ядром российской инженерно-конструкторской группы, которая ведет разработку самолета МТА, является коллектив конструкторов ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», а так как «ильюшинцы» не в состоянии вести разработку самостоятельно по причине кадрового «голода», то они активно приглашают специалистов с других отечественных фирм. Следует заметить, что в структуре Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) за реализацию проектов корпорации в области транспортной авиации отвечает ОАО «ОАК – Транспортные самолеты».
Первый полет первого опытного образца МТА намечен на 2017 г., а первые поставки заказчикам – на 2018 г. Сейчас идет этап эскизного проектирования самолета МТА. Эксперты повсеместно отмечают «вялые» действия в реализации проекта машины МТА со стороны России.
Однако учитывая положение дел в российской авиапромышленности, можно предположить, что сроки реализации проекта по МТА будут постепенно сдвигаться «вправо», что может побудить индийскую сторону отказаться от МТА и начать приобретать машину Ан-178 для замены самолетов Ан-32 варианте ВТС.
Справка сайта
Ан-178 – перспективный украинский транспортный самолет на базе Ан-158 (модификации Ан-148), грузоподъёмностью 18-20 тонн. ГП «Антонов» сообщила о начале проектирования нового грузового самолета Ан-178 на базе Ан-158 в феврале 2010. В конце июля 2014 г. в компании «Антонов» была завершена стапельная сборка фюзеляжа первого опытного экземпляра транспортной машины Ан-178.
Особенностью проекта является то обстоятельство, что впервые в компании «Антонов» при проектировании и постройке нового самолета была применена в полном объеме безбумажная технология проектирования и изготовления изделия, что позволило значительно сократить время и трудоемкости проектирования, запуска в производство и изготовления первого опытного образца нового самолета.
Юрий Пономарев
Фото ГП «Антонов»