Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В Казани начались летные испытания нового отечественного самолета сельскохозяйственного назначения
За двадцать лет в постсоветской России так и не был доведен до стадии серийного производства специализированный самолет сельскохозяйственного назначения. В начале 2000-х в ОКБ им. П.О.Сухого был разработан легкий самолет сельскохозяйственного назначения Су-38Л. Проект довели до стадии летных испытаний опытного образца, а затем закрыли.
В 90-е годы в КБ им. А.Н.Туполева велось проектирование небольших машин сельскохозяйственного назначения – самолетов Ту-24СХ и Ту-54. После проведения предварительных исследований, проработок и натурного макетирования работы свернули.
Также был закрыт проект по самолету для применения в сельском хозяйстве М-500, который предложили конструкторы ЭМЗ им. В.М.Мясищева. Занимались разработкой аналогичных самолетов и небольшие отечественные авиационные фирмы. Большинство разработок застряли на стадии натурных макетов. Основная причина закрытия проектов – это проблемы с финансами из-за отсутствия государственной поддержки. Создателям машины необходимо не только осуществить разработку самолета, провести в полном объеме дорогостоящие наземные и летные испытания, сертификацию машины, произвести оснащение производства, но и обеспечить сервис, выпущенных самолетов, создать учебный центр с тренажерами для подготовки летного и технического состава.
В конце октября нынешнего года на аэродроме под Казанью ООО «Фирма МВЕН» поставила на крыло легкий специализированный самолет МВ-500. Новая машина – это дальнейшее развитие специализированного сельскохозяйственного самолета «МВЕН-2 «Фермер», который впервые поднялся в небо в 2004 г. У самолета МВ-500 более мощный двигатель, он берет почти в два раза больше полезной нагрузки, чем «Фермер-2», — 500 килограммов. Самолет оснащен поршневым двигателем мощностью 235 л.с. американской фирмы Лайкоминг. С помощью МВ-500 можно вносить в почву не только жидкие, но и сухие удобрения и даже, по утверждению разработчиков самолета, сеять рис.
Машина МВ-500, построенная с применением полимерных композиционных материалов (ПКМ), может влетать и садиться, как с взлетно-посадочных полос с твердым покрытием, так и с грунтовых полос. Для изготовления безподкосного цельнокомпозитного крыла длиной 13 м на фирме МВЕН спроектировали и изготовили специальную длиннуюю печь для полимеризации.
Небольшая инновационная фирма МВЕН имеет возможности довести самолет МВ-500 до серийного производства с помощью поддержки правительством Татарии, а также и благодаря тому, что она многопрофильная. Помимо разработки легких самолетов авиации общего назначения фирма зарабатывает деньги путем разработки и производства парашютных систем различного назначения и различных крупногабаритных изделий из ПКМ (частных бассейнов, лодок и др.).
Следует сказать, что процедуре сертификации машины МВ-500 дан старт. Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета провел в нынешнем году макетную комиссию. В ближайшее время на фирме МВЕН должны начаться заводские сертификационные испытаниям самолета.
Юрий Пономарев
Фото фирмы «МВЕН»