Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Из-за девальвации рубля, значительного увеличения стоимости авиатоплива, экономических санкций стран Запада и др. авиатранспортная отрасль становится непривлекательной для инвестиций
В начале сентября крупнейшие отечественные авиакомпании, осуществляющие около 70% перевозок, попросили государственные гарантии по кредитам, согласно письму Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), направленному в администрацию президента России. Это пять авиакомпаний: «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь» и «Уральские авиалинии». Впоследствии руководители «Аэрофлота» и «Трансаэро» заявили, что не обращались с подобной просьбой в администрацию президента В.Путина.
Среди перечисленной пятерки наиболее благополучно обстоят дела у «Аэрофлота». Согласно представленной отчетности (МФСО), рентабельность в 1-м полугодии 2014 г. составила 11,9% (падение на 3,7%). Валовая прибыль составила 13,29 млрд руб, а чистая прибыль – 3,39 млрд руб. Вместе с тем впервые за несколько лет авиакомпания показала чистый убыток в 1,9 млрд рублей в первом полугодии нынешнего года. Совокупный чистый убыток от дочерних авиакомпаний («Россия», «Оренбургские авиалинии» и др.) достиг 3,8 млрд руб.
Весьма сложное положение у авиакомпании «ЮТэйр», авиапарк которой насчитывает 131 самолет и 350 вертолетов. Выручка «ЮТэйр» за первое полугодие 2014 г. составила 32,8 млрд руб, чистая прибыль – 5,5 млн руб. При этом долгосрочные обязательства авиакомпании составляют 27,2 млрд руб., краткосрочные – 57 млрд руб. Сейчас в правительстве России прорабатываются варианты спасения третьей по объемам перевозок отечественной авиакомпании.
Руководство «ЮТэйра» планирует до конца 2014 г. сократить авиапарк, уменьшить количество маршрутов, уволить часть персонала. Просчитано, что эти меры позволят сэкономить около 5 млрд руб. В ближайшее время из авиапарка «ЮТэйра» собираются вывести приблизительно 15 самолетов зарубежного производства: ближнемагистральные самолеты Боинг-737-500 и региональные авиалайнеры CRJ. Вместо них на линии поставят российские региональные машины «Сухой Суперджет-100» (в варианте SSJ-100LR).
Парадокс: по итогам семи месяцев нынешнего года пассажиропоток компании «ЮТэйр» увеличился на 9,6% и составил 5,14 млн пассажиров, а долги компании увеличились. Одна из причин – значительное увеличение валютного курса. Из-за курсовой разницы один только лизинг самолетов подорожал примерно на 20%. Сейчас обязательства российских авиакомпаний перед международными лизинговыми компаниями составляют свыше 40% от общих затрат.
Другой негативный фактор: только в июне–августе 2014 г. во многих российских аэропортах цены на 1 т керосина выросли на 6–7%, а в абсолютных величинах – от 1 тыс. до 4 тыс. руб.
Следующими негативными факторами являются потеря украинского рынка авиаперевозок и затраты, связанные с необходимостью облета территории Украины.
Согласно статистике Росавиации, пассажирооборот отечественных авиакомпаний за первое полугодие 2014 г. составил 164,6 тыс.пасс.км., что на 8,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: в 2013 г. этот рост составил 18,8% по отношению к аналогичному периоду 2012 г. Эксперты полагают что в первом полугодии 2015 г. этот показатель роста будет на уровне 3-5%. Следует сказать, что объем перевезенных грузов и почты за первые шесть месяцев 2014 г. составил 654,9 тыс т, что на 1,6% меньше показателя прошлого года.
Другими ударами по российскому авиабизнесу стало банкротство целого ряда туристических компаний, из-за которого пострадало около 100 тыс человек, и в целом падение спроса на турпоездки в 2014 г. на более чем 30%. Плюс кредиторы авиакомпаний – российские банки из-за экономических санкций лишились доступа к дешевым иностранным кредитам.
Можно с большой долей уверенности сказать, что в ближайшей перспективе цены на авиабилеты будут расти. Как результат – проекты с созданием авиакомпаний-лоукостеров приостановят до лучших времен. Одну низкобюджетную авиакомпанию-дочку «Аэрофлот» все же попробует на ограниченном количестве маршрутов задействовать.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы аэропорта Домодедово