Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Президент В.Путин поддержал проект по разработке сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью до 150 т
Во время посещения в начале сентября В.Путиным строящегося космодрома Восточный в Амурской области было проведено совещание по строительству нового космодрома и дальнейшему развитию отечественной ракетно-космической промышленности. На совещании, в частности, рассматривался вопрос о разработке сверхтяжелого ракетоносителя (РН), способного вывести в космос до 150 т полезной нагрузки.
После мероприятия вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил представителям СМИ, что президент дал предварительное добро на начало работ по созданию сверхтяжелой ракеты. «Это означает, что после разработки всего семейства ракетоносителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого класса мы перейдем уже к созданию ракетоносителя совершенно нового класса, рассчитанного на полезную нагрузку 120-150 т», – сообщил вице-премьер.
Вице-премьер Д.Рогозин добавил, что «уже сейчас необходимо начать работы по созданию стартового комплекса под сверхтяжелую ракету, хотя сам проект еще не подготовлен и не одобрен президентом и правительством. «Мы без сверхтяжелой ракеты не обойдемся. Мы должны на рубеже после 2020 года уже выходить на создание такого комплекса», – сказал Д.Рогозин.
В.Путин дал указание руководителю Роскосмоса Олегу Остапенко, чтобы включили в Федеральную космическую программу на 2015-2025 гг., которую еще предстоит утвердить, проект по созданию сверхтяжелого РН.
Руководство Роскосмоса предложило выделить из бюджета от 150 до 200 млрд руб на разработку сверхтяжелого РН. Реализация проекта, видимо, пройдет в несколько этапов: на первом планируется создать РН с полезной нагрузкой от 70 до 80 т, на следующих этапах – от 120 до 150 т, а затем, возможно, и до 190-200 т.
Идея создания сверхтяжелого РН в ближайшей перспективе была впервые широко озвучена перед научной общественностью на XXXVIII Академических (Королевских) чтениях по космонавтике, прошедших в столице с 28 по 31 января 2014 г., на которых впервые в новом статусе выступил руководитель Федерального космического агентства России (Роскосмос) Олег Остапенко. Доклад Олега Николаевича, сделанный на пленарном заседании Чтений, был посвящен развитию Федеральной космической программы России.
На январском научном мероприятии О.Остапенко заявил, что «в ближайшее время руководство Роскосмоса обратится в правительство и в Военно-промышленную комиссию при правительстве с предложением о создании тяжелого РН». В частности, он сказал: «Речь идет о создании в кратчайшие сроки ракеты с возможностью выведения полезной нагрузки массой до 80 т. Новый РН сверхтяжелого класса необходим для реализации долгосрочных планов по освоению космического пространства, в том числе, пилотируемого полета на Марс. На строящемся космодроме Восточный будет создан стартовый комплекс для сверхтяжелых РН. С него можно будет запускать также ракеты от 160 и более тонн».
Разговор о сверхтяжелом РН получил продолжение в начале сентября на новом космодроме Восточный. Олег Остапенко выступил с неожиданным предложением сократить число стартовых комплексов в Плесецке и Свободном для семейства ракет «Ангара» с четырех до двух (по одному на каждом космодроме), чтобы сэкономленные средства направить на разработку нового семейства сверхтяжелых РН.
Судя по тому, какими темпами создавался ракетный комплекс нового поколения «Ангара» на основе универсального ракетного модуля (УРМ) с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) РД-191, можно с большой долей уверенности предположить, перспективный сверхтяжелый РН будет проектировать, строится и испытываться несколько десятилетий и с большим перерасходом средств.
Юрий Пономарев
Рисунок Роскосмоса