Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Правительство России отказалось от плана возобновлять серийное производство самолета Ил-114 в Самаре
Из-за конфликта с Украиной и принятием последней решения о прекращении поставок в Россию продукции военного и двойного назначения, остро встал вопрос о дальнейшем серийном выпуске по лицензии на самарском авиазаводе «Авиакор» регионального турбовинтового самолета Ан-140.
Стоит напомнить, что серийное производство самолетов Ан-140 началось на «Авиакоре» в 2005 г. Всего за девять лет на самарском авиазаводе построено девять машин марки Ан-140. В нынешнем году планируется сдать заказчикам еще два самолета Ан-140.
Весной нынешнего года «Авиакор» и украинская госкомпания «Антонов» подписали договор о предоставлении самарскому авиазаводу права на внесение изменений в типовую конструкцию самолета Ан-140 и интеллектуальной собственности на такие изменения. Также весной 2014 г. «Авиакор» и «Антонов» подписали «дорожную карту» по созданию совместного предприятия в рамках программы по развитию семейства самолетов Ан-140, а к середине лета программа по строительству Ан-140 в Самаре оказалась на грани остановки.
На совещании в Самаре в конце июля нынешнего года президент Владимир Путин поручил правительству до 1 сентября просчитать затраты и время, которые необходимы для развертывания в России серийного производства отечественного аналога машины Ан-140 – регионального самолета Ил-114.
Ответственность за выполнение данного поручения была возложена на премьер-министра Дмитрия Медведева, министр обороны Сергея Шойгу и полпреда президента России в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича.
До 2012 г. серийное производство различных модификаций самолета Ил-114 велось на Ташкентском авиазаводе (ТАПОиЧ). Всего с 1992 по 2012 гг. в Ташкенте было построено 16 самолетов семейства Ил-114. Сейчас в России в летном состоянии находится всего один самолет Ил-114ЛЛ с российскими двигателями ТВ7-117СМ, принадлежащий санкт-петербургскому НПП «Радар-ММС». В Узбекистане эксплуатируется семь пассажирских Ил-114-100, оснащенных канадскими двигателями PW127H, которые приобрела авиакомпания «Узбекистон Хаво Йуллари».
В конце июля генеральный директор «Авиакора» А.Гусев заявил, что ориентировочно освоение серийного производства машины Ил-114 займет пять лет и потребует инвестиций в размере 10-12 млрд руб. 12 августа Совет директоров ОАО «Авиакор - Авиационный завод» принял решение об организации серийного производства и коммерческой реализации самолета Ил-114.
В конце августа в Минпромторговли России прошло совещание, на котором было принято отрицательное решение о серийном производстве самолета Ил-114 в России. Заместитель министра Юрий Слюсарь заявил, что «возобновление производства регионального самолета Ил-114 в гражданской версии нерентабельно».
Такое решение связано с тем, что самолет Ил-114 создан в конце 80-х годов прошлого столетия. Машина требует основательной модернизации. Это немалые деньги и по нынешним временам займет много времени. Вся техдокументация требует оцифровки и др. По всей видимости, отечественным авиакомпаниям проще приобретать самолеты подобного класса за рубежом пока Запад не введет еще более жесткие санкции.
Игорь Лот
Фото ОАО «Ил»