Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
ОАО «КРЭТ» предложило комплексный проект бортового оборудования для БЛА военного и гражданского назначения
Несмотря на то, что на прошедшем Третьем международном форуме «Технологии в машиностроении-2014» (ТВМ-2014) беспилотные летательные аппараты (БЛА) были представлены в значительно меньшей степени, чем на предыдущих двух Форумах, тема разработки БЛА активно обсуждалась на выставке.
Это направление стало актуальным во многом потому, что Минобороны России проявило к БЛА заинтересованность. В середине февраля нынешнего года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что возглавляемое им ведомство до 2020 г. намерено потратить на программу оснащения Вооруженных сил страны беспилотными летательными аппаратами 320 млрд руб.
На форуме ТВМ-2014 ОАО «Концерн радиоэлектронные технологии (КРЭТ)», входящее в состав госкорпорации «Ростех», впервые представило в своей экспозиции комплексный проект бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для перспективных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), который разрабатывается корпорацией в инициативном порядке. По утверждению разработчиков, это универсальный борт для БЛА военного и гражданского назначения любого типа: самолетной или вертолетной схем. Специалисты КРЭТ предлагают оснащать унифицированными системами (пилотажно-навигационной, вычислительной, связной, топливной и др.) перспективные БЛА.
Также на ТВМ-2014 генеральный директор КРЭТ Николай Колесов и генеральный директор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Вадим Бадеха подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки и производства перспективных комплексов БРЭО, их компонентов и подсистем для вновь разрабатываемых, а также и модернизируемых БЛА.
Согласно тексту соглашения, «КРЭТ обеспечит разработку и производство новых комплексов БРЭО и их программного обеспечения, а также сертификацию и интеграцию комплексов на борт БЛА. Концерн намерен обеспечить сопровождение эксплуатации БРЭО на всех стадиях жизненного цикла, включая дальнейшую модернизацию систем. УЗГА в свою очередь совместно с КРЭТ сформирует тактико-технические задания на разработку новых комплексы БРЭО и при участии КРЭТ проведет их стендовые испытания».
Сейчас активно занимаются созданием стандартов для массового производства БЛА в России. В первую очередь нужны производственно-технологические стандарты для развития массового серийного производства БЛА, что должно привести к удешевлению производства и уменьшению стоимости выпуска каждого беспилотника. Стандарты необходимы для безопасного нахождения БЛА в воздушном пространстве с пилотируемыми самолетами и вертолетами.
Справка сайта
По прогнозам аналитиков американской консалтинговой компании «Форкаст интернешэнл», объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в предстоящее десятилетие (2014-2023) составит 67,3 млрд $.
Около 35,6 млрд $ будет израсходовано на производство БЛА, 28,7 млрд $ – на проведение НИОКР в области беспилотной техники, около 3 млрд $ – на сервисное обслуживание БЛА. Расходы на производство БРЭО составят 14,8 млрд $.
В области финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по БЛА, на которое будет направлено 28,7 млрд $, лидирующее положение в 2014-2023 гг. останется за США. По мнению американских аналитиков, страны Восточной Европы (в том числе и Россия) потратят на НИОКР около 2,5 млрд $.
Юрий Пономарев
Фото автора