Правительство установило сроки реализации наиболее важных авиационных проектов на период 2014 – 2016 гг.

Правительственное распоряжение № 1395-р, опубликованное 28 июля, посвящено разработкам в авиапромышленности

Согласно правительственному распоряжению, утверждается план реализации с 2014 г. по 2016 г. (включительно) ряда авиационных программ. Эти проекты являются составной частью государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Проект распоряжения был внесен Минпромторговли России.

В утвержденном плане уточнен перечень и сроки реализации в течение ближайших трех лет наиболее важных программ по созданию летательных аппаратов. Наиболее важными проектами являются создание перспективного ближне-среднемагистрального самолета МС-21, вертолетов средней грузоподъемности Ми-38 и Ка-62 и др.

В частности, в начале 2016 г. намечено начать летные испытания магистрального самолёта МС-21. Первый опытный образец самолета МС-21-300, оснащенный двумя американскими турбореактивными двигателями PW1400G, предназначенный для летных испытаний, должен быть построен к 31 декабря 2015 г. Изготовление и проведение первого испытательного полета второго летного образца самолета МС-21-300 намечено осуществить до 30 сентября 2016 г.

Согласно плану, к 30 сентября нынешнего года на Казанском вертолетном заводе должна быть завершена постройка четвертого опытного образца вертолета Ми-38. Запланировано получить сертификат типа Авиарегистра (АР) Межгосударственного авиационного комитета (МАК) на вертолет Ми-38 в конце 2015 г.

Планируется начать летные испытания вертолета Ка-62 в конце четвертого квартала 2014 г., до 30 апреля 2015 г. необходимо получить сертификат типа АР МАК на турбовальный двигатель ARDIDEN 3G французской фирмы «Снекма» для вертолета Ка-62.

В следующем 2015 г. должна совершить первый полет летающая лаборатория для отработки технологий перспективного скоростного вертолёта. Летающая лаборатория создается на базе боевого вертолета Ми-35.

В рамках программы по малой авиации к 31 декабря нынешнего года должна быть создана летающая лаборатория для «демонстрации технологий высокоэффективных многоцелевых воздушных судов вместимостью 9 - 19 пассажиров».

Также к 31 декабря 2014 г. необходимо разработать макет-прототип легкого многоцелевого самолета пассажировместимостью 19 мест с отработкой отдельных агрегатов и систем.

Следует сказать, что конкурс на выполнение НИОКР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов для малой авиации, который провели во второй половине 2013 г., выиграло СибНИА им. С.А.Чаплыгина. На разработку принципиально нового легкомоторного самолета в 2013-2015 гг. планируется выделить из госбюджета 1,3 млрд руб.

В конце 2015 г. планируется завершить постройку первого опытного образца ЛА. В 2016 г. намечено провести летные испытания машины и завершить ее сертификацию.

Как бы ни сложилась в дальнейшем реализация наиболее важных авиационных проектов, на ход их реализации, можно предположить, повлияет сокращение объемов бюджетного финансирования госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» в 2,4 раза до 714,18 млрд руб. Еще в прошлом году на реализацию новой программы по авиации планировалось выделить 2,1 трлн руб, в том числе 1,5 трлн руб из госбюджета.

В новой секвестированной редакции госпрограмма была подписана премьер-министром Д.Медведевым 15 апреля нынешнего года. В этот день было официально объявлено об утверждении Постановления № 303 «Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».

Юрий Пономарев