Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На мировом рынке винтокрылой техники Россия в двух сегментах – ударных и тяжелых транспортных вертолетов – стабильно занимает второе место по объемам продаж
По данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), объем экспортных продаж Россией новых ударных вертолетов в период 2010-2017 гг. оценивается в 157 машин на сумму 5,877 млрд $. По количественному параметру это составляет немногим более 31%, по стоимостному параметру – 16,57% мирового экспортного рынка вертолетной техники.
С аналогичным результатом в сегменте ударных вертолетов Россия занимает (предполагается, что будет занимать в ближайшие годы) второе место по количественному параметру и также второе место по стоимостному параметру в течение последних трех лет.
На прошедшей в конце мая в столице вертолетной выставке «ХелиРаша-2014» заместитель начальника департамента экспорта вертолетной техники и услуг Владислав Кузьмичев из ОАО «Рособоронэкспорт» сообщил представителям СМИ, что объемы поставок вертолетной техники по линии «Рособоронэкспорта» год от года растут. «В прошлом году мы поставили 140 вертолетов различного назначения. Это и военно-транспортные, и боевые вертолеты», – сообщил журналистам В.Кузьмичев.
В нынешнем году «Рособоронэкспорт» планирует осуществить первую экспортную поставку ударного вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник», а после 2016 г. начать поставлять за рубеж другой отечественный ударный вертолет – машину Ка-52 «Аллигатор».
В настоящее время в ОАО «Роствертол» в Ростове-на-Дону ведутся работы по освоению серийного производства вертолета Ми-28Н с двойным управлением – машины Ми-28УБ. Модифицированный вариант оборудован двойным комплектом управления, позволяющим применять винтокрылую машину для обучения пилотированию, при этом она сохраняет весе функции ударного вертолета.
По данным ЦАМТО, объем экспортных продаж Россией новых тяжелых вертолетов в период с 2010 г. оценивается в семь машин на сумму 320 млн дол. По количественному параметру это составляет чуть более 7,%, по стоимостному параметру – 4,5% мирового рынка вертолетной техники. С этим результатом в сегменте тяжелых транспортных вертолетов Россия, которая имеет только одну машину такого класса – вертолет Ми-26 грузоподъемностью 20 т, стабильно занимает второе место по количественному параметру и также второе место по стоимостному параметру. Следует сказать, что первое место на мировом рынке тяжелых транспортных вертолетов занимают США с различными версиями машины CH-47 «Чинук» (грузоподъемностью около 10 т).
За последние три года на «Роствертоле» построено 15 вертолетов марки Ми-26. Сейчас ведутся испытания новой модификации Ми-26 – машины Ми-26Т2. По утверждению разработчиков, в Ми-26Т2 внесены изменения с учетом результатов эксплуатации предыдущих версий Ми-26: машин Ми-26Т и Ми-26ТС. Основным отличием Ми-26Т2 от вертолета предыдущей модификации Ми-26ТС является уменьшенный до двух членов экипаж, новое бортовое радиоэлектронное оборудование (комплекс БРЭО-26), основу которого составляет пилотажно-навигационный комплекс НПК-90-2 (в его состав входит пять жидкокристаллических дисплеев в кабине пилотов), усовершенствованный двигатель Д-136-2 и др.
Госиспытания новой модернизированной версии вертолета намечено завершить осенью нынешнего года. Военную версию машины Ми-26Т2 планируется создать в 2015 г. По данным холдинга «Вертолеты России», в начале 2014 г. был подписан контракт на поставку шести вертолетов Ми-26Т2 в Алжир. Две машины Ми-26Т2 находятся сейчас в сборке на «Роствертоле».
На выставке «ХелиРаша-2014» на стенде украинской двигателестроительной компании «Прогресс-Ивченко» был продемонстрирован усовершенствованный двигатель Д-136-2 для модернизированного тяжелого вертолета Ми-26Т2, который в настоящее проходит летные испытания с базовым ТВД Д-136. Применение Д-126-2 позволит существенно улучшить летные характеристики вертолетов Ми-26Т2 при эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья.
Вертолетный завод ОАО «Роствертол» в Ростове-на-Дону – единственное предприятие в России, выпускающее различные модификации тяжелого вертолета марки Ми-26 и ударные вертолеты Ми-35 и Ми-28Н. В частности, в 2012 г. в ОАО «Роствертол» всего было построено 54 вертолетов различных марок военного назначения.
Вертолет Ми-26Т заинтересовал Китай, который в 2008-2010 гг. приобрел три тяжелых винтокрылых машины. ОАО «Вертолеты России» предложили китайской стороне приобрести еще несколько вертолетов Ми-26, однако такое предложение китайцы отклонили. В результате двухсторонних переговоров было решено разработать новый транспортный вертолет в соответствии с требованиями Китая.
На выставке «ХелиРаша-2014» генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев подтвердил, что переговоры по тяжелому вертолету ведутся и что технический облик российско-китайской машины будет определен до конца 2014 г.
Проект перспективного российско-китайского транспортного тяжелого вертолета, возможно, получит обозначение AHH (Advanced Height Helicopter). Основой для новой машины станет технологическая платформа вертолета Ми-26. Серийное производство нового вертолета предполагается развернуть одновременно в России и Китае.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: вертолет Ми-28Н «Ночной охотник»