Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Минпромторговли определилось с требованиями к перспективному скоростному вертолету гражданского назначения
В обновленной редакции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие гражданской авиатехники России до 2015 года» в области вертолетостроения предлагается сконцентрировать ресурсы на разработке вертолетов средней грузоподъемности Ми-38 и Ка-62, а также на программе по созданию перспективного скоростного вертолета (ПСВ).
В конце декабря 2013 г. Министерством промышленности и торговли (Минпромторговли) России было размещено объявление о проведении трех конкурсов по вертолетной тематике в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».
Один из проведенных конкурсов связан с проведением научно-исследовательской работы (НИР) «Разработка и создание перспективного скоростного вертолета (шифр «ПСВ-1»)». Срок выполнения НИР – не позднее конца 2015 г. В ходе выполнения НИР выделены несколько этапов, в частности, проведение работ по созданию летающей лаборатории (ЛЛ), проведение летных испытаний ЛЛ, разработка эскизного проекта ПСВ с изготовлением полноразмерного рабочего макета ПСВ и разработка технического проекта ПСВ. Стоимость работ определена в 4 млрд. руб. Победа в конкурсе по ПСВ досталось холдингу «Вертолеты России». Исполнитель НИР – Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля.
В рамках программы по созданию ПСВ (как один из этапов) планируется создать перспективный коммерческий вертолет. Проект называется RACHEL. Цель проекта RACHEL – создать винтокрылую машину для замены вертолетов семейства Ми-8/17/171. Перспективный вертолет также получил обозначение В-37.
Требования Минпромторговли к перспективному вертолету следующие: максимальная взлетная масса определена в 10,5 – 11,5т. Базовая модификация – многоцелевая, конвертируемая (для перевозки пассажиров и грузов). Пассажировместимость – 21- 23 человек. Максимальная платная нагрузка – 3 – 3,5 т. Нормальная платная нагрузка – 2 – 2,5 т. Практическая дальность полета с нормальной платной нагрузкой – 900 км. Максимальная крейсерская скорость – 320 – 360 км/ч. Стоимость эксплуатации вертолета – на 20-25% ниже по отношению к аналогам.
В качестве летающей лаборатории планируется использовать вертолет Ми-24. Разработанные эскизный и технический проекты ПСВ должны обеспечить создание и ввод в эксплуатацию в 2020 г. перспективного коммерческого вертолета.
Юрий Пономарев
На снимке: модель вертолета RACHEL