Новый самолет малой авиации для замены Ан-2 разрабатывают в СибНИА им. С.А.Чаплыгина в Новосибирске

Новый самолет малой авиации для замены Ан-2, который  разрабатывают в СибНИА им. С.А.Чаплыгина, должен совершить первый полет в 2016 г.

 

 

Год назад – в конце февраля 2013 г. – Министерство промышленности и торговли (Минпромторговли) России объявило о проведении двух открытых конкурсов на разработку и сертификацию перспективных легких самолетов для малой авиации: 9-местного однодвигательного и 19-местного двухдвигательного, которые способны конкурировать с лучшими зарубежными аналогами. Экипажи обеих машин должны состоять из одного-двух пилотов. На одного пассажира должен приходиться багаж массой до 30 кг. Дальность полета у машин должна составить (с полной заправкой) не менее 2,5 тыс км.

По условиям конкурса, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) необходимо было выполнить в период с 2013 г. по 2015 г. Итоги открытого конкурса намечалось подвести в июне 2013 г.

Однако это событие не произошло. Вместо конкурса конкретных проектов самолетов вместимостью 9 и 19 пассажиров для авиации общего назначения (АОН), Минпромторговли решило провести другой конкурс. 14 октября 2013 г. директор Департамента авиационной промышленности Минпромторговли Андрей Богинский подписал документацию на проведение открытого конкурса «на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по самолетам для малой авиации». Срок окончания приема заявок на участие в новом конкурсе, который был более ориентирован на авиационные НИИ нежели КБ, установили 14 ноября 2013 г., подведение итогов конкурса было намечено на конец декабря 2013 г. Следует сказать, что ЦАГИ принимало непосредственное участие в проведении этих двух конкурсов по самолетам малой авиации.

10 декабря 2013 г. руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что конкурс на выполнение НИОКР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов для малой авиации проведен, что с победителем определились и к концу 2014 г. по этому проекту Минпромторговли хочет получить летательный аппарат-демонстратор. Следует сказать, что Денис Валентинович не назвал победителя конкурса. Министр также сообщил, что на разработку принципиально нового легкомоторного самолета в 2013-2015 гг. выделено из госбюджета 1,3 млрд руб.

Весной нынешнего года в специализированных СМИ появилась информация, что победителем конкурсе, проведенном Минпромторговли, стало СибНИА им. С.А.Чаплыгина. В течение 2013-2014 гг. специалисты СибНИА должны создать концепт-модель летательного аппарата (ЛА). В конце 2015 г. планируется построить первый опытный образец ЛА. В 2016 г. намечено провести летные испытания машины и завершить ее сертификацию. На машине планируется поставить австрийский дизельный двигатель, который российская сторона намерена изготавливать по лицензии.

Как бы ни сложилась в дальнейшем судьба проекта, на ход его реализации, можно предположить, повлияет сокращение объемов бюджетного финансирования госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» в 2,4 раза до 714,18 млрд руб. Еще в прошлом году на реализацию новой программы по авиации планировалось выделить 2,1 трлн руб, в том числе 1,5 трлн руб из госбюджета.

В новой секвестированной редакции программа была подписана премьер-министром Д.Медведевым 15 апреля. В этот день было официально объявлено об утверждении Постановления № 303 «Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». В госпрограмме учтены положения Указа президента России от 7 мая 2012 г. № 596 в части увеличения объёма инвестиций, вклада наукоёмких отраслей экономики в ВВП, роста производительности труда, создания новых высокотехнологичных рабочих мест.

Чтобы «подрессорить» информацию о сокращении ассигнований на авиацию, в СМИ появилось сообщение неназванного представителя Минпромторговли о том, что «правительство РФ не собирается сокращать расходы на авиапром, один триллион рублей госсредств будет выделен по другой программе «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» (РПиК) по статье «закрытые расходы», которая связана с военно-промышленными разработками.

Однако подобные заявление более всего похожи на «усыпление» общественного мнения.

Юрий Пономарев