Двигатель ВК-800В превратился в долгосрочный проект

Сертификация нового отечественного турбовального двигателя (ТВД) ВК-800В для вертолетов легкого класса ориентировочно намечена на 2016 г.

На Международном двигателестроительном форуме (МДФ-2014), который проходил в столице с 15 по 18 апреля, в очередной раз был продемонстрирован натурный макет ТВД ВК-800В. Перспективный двигатель ВК-800В – это единственный проект силовой установки, разрабатываемый ОАО «Климов» «с чистого листа» за последние 15 лет.

Разработка ВК-800В началась в начале 2000-х годов. Турбовальный двигатель ВК-800В 5-го поколения в классе мощности 500-800 л.с. создается для применения в силовых установках вертолетов малой грузоподъемности. В первую очередь двигатель планируется для установки на легких вертолетах «Ансат», Ка-226, на которых сейчас устанавливаются канадские, английские и французские ТВД.

Стоит напомнить, что в 2009 г. под давлением правительства США канадская компания «Пратт-Уитни Кэнэда» после военного конфликта 2008 г. с Грузией фактически отказалась поставлять двигатели для «Ансата» (РW-207K) и Ми-38 (PW-127T/S).

Испытания двигателя на стенде стартовали в начале 2008 г., в середине того же года был сделан второй опытный образец ВК-800В. На протяжении длительного времени финансирование проекта велось за счет собственных средств компании, а также незначительных, по утверждению разработчиков, бюджетных средств. Необходимо сказать, что в проекте вместе с ОАО «Климов» принимает участие Уфимское машиностроительное производственное объединение (УМПО), где изготавливаются отдельные элементы газогенератора и планируется развернуть серийное производство ВК-800В.

В настоящий момент двигатель ВК-800В продолжает проходить стендовые испытания, которые идут в вялотекущем режиме: то приостанавливаются, то вновь возобновляются по мере выделения финансовых средств.

К сожалению, приходится констатировать, что по ходу реализации программы по ТВД ВК-800В двигателестроители заявляют: «Нет необходимости спешить с разработкой двигателя для легких вертолетов, т.к. не ведется разработка новых отечественных вертолетов легкого класса и легких многоцелевых самолетов малой авиации, на которых можно установить модификацию ВК-800С». Вертолетостроители в свою очередь кивают в сторону двигателистов: «Есть проблемы с созданием новых легких вертолетов, т.к. нет нового отечественного двигателя для машин подобного класса».

Российские фирмы и частные лица тем временем продолжают приобретать легкие вертолеты зарубежного производства, оснащенные ТВД, в частности, винтокрылые машины AS350, EC135 и др.

Игорь Лот

Фото ОАО «ОДК»